Задания к § 39 «Изменения политической системы»



Задание № 1. Письменно ответьте на поставленные вопросы.

1. Какие партийные и государственные посты занимали Г. М. Маленков, Л. П. Берия, Н. С. Хрущев при жизни И. В. Сталина?
2. Какие посты они получили после смерти И. В. Сталина?
3. Что общего было в проектах реформ, предложенных этими политиками после смерти И. В. Сталина?
4. По каким основным направлениям они предполагали реформировать политическую систему советского общества?
5. В чем была принципиальная разница подходов этих политиков к реформированию советского общества после смерти И. В. Сталина?
6. Как сложилась политическая и личная судьба каждого из этих политиков в дальнейшем? Почему?

1. Маленков заведующий отделом Московского комитета партии.
Берия Член Политбюро (Президиума) ЦК КПСС
Хрущев первый секретарь Московского областного (МК) и городского (МГК) комитетов и секретарь ЦК КПСС.
2. Маленков - председатель совета министров.
Берия - заместитель Маленкова, глава МВД
Хрущев - первый секретарь ЦК КПСС.
3. Кампания по осуждению культа личности, имя Сталина реже стало упоминаться в печати, прекратился выпуск его собрания сочинений.
4. Началась реорганизация органов внутренних дел и госбезопасности. Намечались меры по корректировке национальной политики (в частности, предлагалось вернуться к практике назначения лиц коренной национальности на руководящие посты в национальных республиках и областях).
5. Партийный аппарат стремился сохранить свое главенствующее положение во главе с Хрущевым.
6. Берия был арестован и вскоре расстрелян как «враг партии и советского народа», «шпион».
Маленков был снят с поста главы правительства и назначен министром электростанций
Хрущев был избран Председателем Совета министров, сохранивший также пост первого секретаря ЦК КПСС. Он не только одержал полную победу в борьбе за власть, но и сосредоточил в своих руках все рычаги партийной и государственной власти.


Задание № 2. Соотнесите события и деятелей эпохи.

Задания к § 39 «Изменения политической системы»


Задание № 3. Прочитайте документы и кратко ответьте на поставленные вопросы.

1. Считаете ли вы правильным направлением развития советской государственности всемерное развитие демократии? Объясните почему.
2. Не противоречил ли тезис об общенародном государстве основам существовавшей в СССР системы?
3. Могла ли реализация провозглашенного курса на всемерную демократизацию советского общества к разрушению основ существовавшего государства?
4. Чем вы можете объяснить неприятие В. М. Молотовым идеи общенародного государства? Почему он считал, что государство не может выражать интересы всего общества?
5. Согласны ли вы с утверждением В. М. Молотова о том, что предпринимавшиеся Н. С. Хрущевым шаги в реформировании политической системы были лишь «переименованием»? Объясните почему.

1. Всемерное развитие демократии это правильное направление развития советской государственности, так как всемирной демократии не было, но она была необходима.
2. Противоречил. Главным направлением в развитии общенародного государства является всемерное развитие демократии. В то время, как в стране оставалась диктатура пролетариата.
3. Могла, так как без опыта осуществить реализацию провозглашенного курса было бы тяжело.
4. Государство не может одновременно выражать интересы и рабочего класса, и колхозного крестьянства — это провальная идея.
5. Хрущев вырос на политике проводимой предыдущими поколениями, поэтому реформы не были бы столь серьезными и политическая система не потерпела бы больших изменений.


Задание № 4. Прочитайте документы и ответьте на поставленные вопросы.








1. Как вы считаете, отвечал ли в полной мере провозглашенной на XX съезде КПСС идее реабилитации репрессированных народов Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 июля 1956 г.?
2. Какое положение Указа, по сути, так и не меняло статуса спецпереселенцев?
3. Как можно оценить приведенные выдержки из проекта Конституции СССР 1962-1964 гг.? К каким последствия могло бы привести принятие таких статей в Основном законе страны?

1. Не отвечал, так как указ не повлек за собой возвращение народу имущества, конфискованного при выселении.
2. Положение, не позволявшее вернуться в места, откуда был выселен народ, по сути, не меняло статус переселенцев, так как они не могли вернуться домой.
3. Принятые постановления послужили распаду СССР и выходу союзных республик из его состава в 1991 году.


Задание № 5. Ознакомьтесь с приведенными данными и ответьте на вопросы.

1. Чем вы можете объяснить такую динамику процесса реабилитации жертв произвола?
2. Чем было вызвано направление сразу после окончания работы XX съезда КПСС в первичные партийные организации трех секретных писем ЦК КПСС, в которых разъяснялись «рамки» критики культа личности?

1. По мере популяризации Хрущева ослабевала и волна реабилитации.
2. Несмотря на все принесенное зло, культ личности Сталина "не изменил природу" социализма и не увел общество "в сторону от правильного пути развития и коммунизму". Хрущеву нужна была новые реформу, чтобы укрепить свою популярность и преодолеть "культ личности Сталина".


Задание № 6. На основе приведённых материалов и собственных знаний дайте краткий политический портрет Н. С. Хрущева - реформатора.

Хрущев - хороший реформатор. Он поставил страну на правильный курс ослабления тоталитаризма. Хрущев совершил настоящий подвиг, когда он решился на разоблачение Сталина и реабилитацию миллионов невинных людей. Ведь он действовал в окружении сталинистов. Необходимо отметить, что «десталинизация» была неполной, частичной, носила противоречивый характер, так как говорилось только о преступлениях Сталина, а не самого режима.
В период Хрущева было много и удачных, и не совсем реформ. В культурной жизни наступила "оттепель", было совершено много открытий в научной области. Следует выделить два направления: освоение космоса и развитие атомной энергетики.
Положительными моментами в социальной политике были: повышение минимальной заработной платы на 35%, увеличение размера пенсии в 2 раза и снижение пенсионного возраста на 5 лет, установление семичасового рабочего дня, введение денежной оплаты труда колхозников, введение паспортов для них, что позволило им сменить «крепостное право» на свободное передвижение по стране. Было развёрнуто массовое жилищное строительство, поощрялось создание жилищных кооперативов. Благодаря этому многие получили жилье.
Но к концу его руководства стало нарастать недовольство всех слоёв населения политикой Хрущева. Горожане были недовольны повышением цен на продукты и фактическим его нормированием. Сельские жители были недовольны урезанием личных подсобных хозяйств, верующие были недовольны диктатом атеизма и новой волной закрытия храмов, интеллигенция – непоследовательностью политики «оттепели», военные были недовольны сокращением армии, чиновники партийно-государственного аппарата – постоянной перетряской кадров и непродуманными реорганизациями. Всё это привело к потере поддержки Хрущева со стороны партийного аппарата, к тому же многие желали расплатиться с ним за сталинизм.


Задание № 7. Приведите в соответствие данные таблицы.

Задания к § 39 «Изменения политической системы»