Юдовская: Задания 7 - 12



Задание 7. Перед вами страничка из путевого дневника европейского путешественника, побывавшего в XVI в. в империи Великих Моголов. От древности некоторые слова в документе стерлись. Прочитайте текст и заполните пропуски.

После нескольких дней довольно утомительного путешествия, когда мне пришлось ехать даже на спине огромного слона, мы прибыли в столицу империи Моголов.
Название страны произошло от названия династии, но сами государи себя так не называют. Император, которого здесь называют падишах, по имени Акбар, известен далеко за пределами страны своей мудрой политикой, направленной на укрепление государства. Его знают как сильного завоевателя, который сказал: «Правитель всегда должен стремиться к завоеванию, иначе его соседи поднимут против него оружие». Но мудрость правителя выражается прежде всего в его внутренней политике, девиз которой — «Мир для всех». Правитель понимает, что империя будет сильной, если его будут поддерживать все слои населения. С целью привлечь на свою сторону население, он провел много реформ. Мне назвали самые важные из них. Это реформы управления, сбора налогов, религиозных отношений. Человек этот вызывает у меня уважение и своей религиозной политикой, направленной на усиление веротерпимости и взаимопонимания между индусами и мусульманами. В то время как европейцы запятнали себя жестокими религиозными войнами, правитель империи признал все религии равноправными. Кроме того, он известен как покровитель искусств, и в его придворной мастерской художники создают прекрасные образцы могольской миниатюры. Завтра меня отведут во дворец правителя, и я увижу его своими глазами.


Задание 8. Прочитайте извлечения из нескольких стихотворений.

Подумайте, к какому народу принадлежат авторы. Почему из всего многообразия растений предпочтение отдается сосне, бамбуку и сливе? Что символизируют эти растения?

Автор — японец. По японской традиции на Новый год дом украшали сосной, сливой и бамбуком, символизировавшим долголетие, здоровье и счастье.

Задание 9. Путешественник, войдя в храм, увидел над дверями вырезанных из дерева трех обезьянок. Одна из них закрывала лапами глаза, другая — уши, а третья — рот. Изображение заинтересовало путешественника, и он спросил экскурсовода, что оно означает. «Обезьянки выражают одно из положений религиозного учения», — сказал экскурсовод.

Расшифруйте текст, заменив цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, и вы прочитаете это положение. Напишите, какое религиозное учение в нем отражено. Почему вы так думаете?

Юдовская: Задания 7 - 12


В этом изречении отражен буддизм, учивший уходу от всего мирского, подавив в себе земные желания.








Задание 10. Прочитайте отрывок из книги английского историка Холла, в которой автор рисует обобщенный образ представителя одного из сословий японского общества. Назовите сословие, о котором идет речь.

...Он был по преимуществу выходцем из провинциальной аристократии, посвятившим себя делу оружия... Его в первую очередь занимали вопросы земли и меча... Поэтому он... в первую очередь ценил такие качества, как умение управлять лошадью, стрелять из лука, сражаться на мечах и вести за собой людей. Он превозносил преданность, честь, бесстрашие и скромность. Причем скромность признавалась, пожалуй, самым главным достоинством, и не только потому, что он жил на не столь уж обильные дары земли, но потому, что роскошь неотвратимо приводила к слабости и немощи. Вот почему он считал блага жизни при дворе бесполезными... Ведь от него требовались жестокость, прямота и прежде всего действие... Он жил суровой и дисциплинированной жизнью, полностью подчиняя себя приказам и воле вышестоящих.

Речь идет о сословии самураев.

Задание 11. Прочитайте описание традиций, лежащих в основе жизни китайской семьи. Как называется общество, где существовали такие семьи?

Глава семьи управляет своими детьми, младшими братьями и всеми членами семейства, распределяет между ними обязанности (кому заведовать амбаром, кухней, прислугой, садом и т. п.), назначает занятия (кому что сделать в течение дня), дает им все необходимое (пропитание, одежду и пр.). Члены семейства ни в коем случае не могут действовать по своему усмотрению, но обо всем должны докладывать главе семьи и поступать согласно его воле. Сыновья и жены не могут иметь собственного имущества: все, что они в состоянии приобрести, должно быть отдано хозяину (отцу); когда они хотят воспользоваться чем-либо из домашнего имущества, то должны получить на то позволение отца; по своему усмотрению они не могут ничего ни давать посторонним, ни принимать от них.
За противодействие родителям закон карал сурово: «Подвергается смертной казни через рассечение на части тот, кто ударит своего отца или мать, деда или бабку по отцу, равно как и каждая женщина, которая ударит своего свекра или свекровь, деда или бабку мужа по отцу». Там же в законе было записано: «Сын или дочь, словесно оскорбляющие отца или мать, внук или внучка, оскорбляющие деда или бабку по отцу, женщина, оскорбляющая свекра или свекровь, деда или бабку по отцу, подвергаются смертной казни через удушение, если оскорбленное лицо слышало оскорбительные слова и обратилось к властям с жалобой».
Уважение к старшим нашло свое выражение в ряде изречений: «Старший человек в семье — сокровище»; «Если в семье есть старец — значит, в семье есть опыт»; «В разговоре со старшим нужно понижать голос, не допускать неясных слов. Когда старший встает, младший не должен сидеть; когда старший сидит, младший не должен садиться, если ему не скажет старший».

Традиционное общество.

Задание 12. Объясните термины.

Харакири — самоубийство путем вспарывания живота, принятое у самураев.
Будда — имя собственное основателя буддизма принца Сиддхартха Гаутамы, что означает «просветленный».
Аматэрасу — в синтоизме верховная богиня, олицетворение Солнца.
Могол — представитель монгольских народов, прибывших в составе армии завоевателей в средневековую Индию.
Сипай — солдат наемного войска в Индии, формировавшегося европейскими колонизаторами из числа местного населения.
Богдыхан — император Китая из маньчжурской династии Цин.