Данилов: § 23. Социально-экономическое развитие после отмены крепостного праваЗадание 1. Запишите ответы на вопросы.
1. Почему, несмотря на то что по реформе 1861 г. помещикам полагались значительные денежные выплаты, они так и не перестроили свои хозяйства на капиталистический лад? Этому препятствовали образ жизни и воспитание помещиков, отсутствие навыков ведения хозяйства, необходимость значительных капиталовложений для реконструкции хозяйства, сохранение пережитков крепостничества и несовершенство самой реформы. 2. Какую роль в пореформенном сельском хозяйстве играла аренда земли? Почему в тогдашних российских условиях ее нельзя рассматривать как меру капиталистического переустройства сельского хозяйства? За аренду земли крестьяне должны были обрабатывать оставшуюся не сданной в аренду помещичью землю собственным инвентарем. Эти отношения были видоизмененной формой прежних «повинностей» и не вели к развитию товарно-денежных отношений. Задание 2. Проанализируйте данные таблицы и запишите краткие выводы. ![]() Большинство занятых в производстве рабочих на момент проведения реформы были «прикрепленными» заводскими крестьянами. Получив свободу они уходили с заводов. В то же самое время сельские крестьяне были переведены в положение временнообязанных и не могли покинуть деревню. Все это привело к значительному дефициту рабочих рук и вынужденному сокращению производства в промышленности. Задание 3. Запишите ответы на вопросы. 1. Почему экономические реформы в стране начались с реорганизации банковской системы? Для успешного развития капиталистического производства необходимо наличие свободного капитала, что может обеспечить только развитая банковская система. 2. Почему в уставе Государственного банка содержались статьи, по которым основной и резервный капитал, а также деньги вкладчиков не могли быть использованы государственной казной? Государственный банк создавался для содействия развитию наиболее важных отраслей промышленности. Нецелевое использование средств могло привести к убыткам, недостаточности инвестиций и подорвать доверие к Государственному банку. Задание 4. Прочитайте документы и запишите ответы на вопросы. Из воспоминаний князя В. Мещерского «[Министерство путей сообщения] представляло главный пункт, где тогда сосредотачивалась вся вакханалия железнодорожной горячки во всем ее разгаре. Тогда уже произносились имена железнодорожных монтекристо — вчера нищих, а сегодня миллионеров. Никто не мог понять, почему такие люди, как Мекк, Дервиз, Губонин, Башмаков и проч., которые не имели, во-первых, ни гроша денег, а во-вторых, никаких инженерных познаний, брались за концессии как ни в чем не бывало и в два-три года делались миллионерами». Из дневника известного публициста А. Суворина «О концессиях вздыхали как о манне небесной. Спит, спит в своей дыре какой-нибудь предприниматель, жаждущий не столько признательности своих граждан, сколько капиталов, и вдруг проснется со счастливой мыслью: «Ба! — восклицает он, ударяя себя по лбу, за покрышкой которого никогда ни одной идеи не таилось, — чего же я думаю? Дорога из Болванска в Дурновку имеет государственное значение. Тут — промышленность, и стратегия, и... черт знает еще что!» 1. О каком периоде в развитии российской экономики идет речь в документах? О «железнодорожной горячке» 1868—1872 гг., характеризовавшейся стремительным ростом строительства железных дорог. 2. Что такое концессия? Концессия — договор о передаче в эксплуатацию кому-либо на определенный срок принадлежащих государству природных богатств, компаний, предприятий и других хозяйственных объектов. 3. Какова была роль государства в возникновении «железнодорожной горячки»? Государство было заинтересовано в развитии железных дорог и разработало программу привлечения к строительству частных лиц, предоставив им значительные льготы и поощрения. 4. Каковы последствия бурного железнодорожного строительства? Способствовало развитию промышленности и торговли, увеличению грузооборота, созданию путей сообщения между регионами страны. Задание 5. На карте на с. 16 отметьте районы наивысшего развития промышленного производства в 60—70-е гг. XIX в. Придумайте свою легенду к карте (т. е. значки и цвет, которыми вы будете обозначать развитие тех или иных отраслей промышленного производства). Задание 6. В конце 60-х — начале 70-х гг. были введены в строй важные железнодорожные линии: Москва—Курск, Курск—Киев, Курск—Харьков, Харьков—Одесса, Харьков—Ростов, Москва—Ярославль, Ярославль—Вологда, Москва—Тамбов, Тамбов—Саратов, Москва—Брест, Брест—Киев. Отметьте эти линии на карте на с. 16 и дайте письменный ответ на вопрос: каковы экономические результаты строительства этих железных дорог? Строительство железных дорог способствовало развитию промышленности и торговли, значительному увеличению грузооборота. |
|