Задание № 1. Перед вами галерея портретов людей эпохи Возрождения. Внимательно рассмотрите эти произведения и постарайтесь доказать, что эти люди — представители эпохи Возрождения. Свои размышления запишите в тетрадь.

Задания 1 - 6

Задания 1 - 6


О принадлежности этих людей к эпохе Возрождения говорят их костюмы.

Выберите один из портретов (возможно, это будет изображение, которое вы увидели в учебнике или альбоме, посвященном искусству Возрождения). Сочините и запишите в тетрадь внутренний монолог героя (то, что человек думает, но не произносит вслух), чтобы из него мы узнали биографию изображенного на полотне, его характер, профессию, увлечения и т. д.

На картине изображена девушка из зажиточной семьи. Скорее всего она - итальянка, из Венеции. Одним словом можно выразить весь смысл — венецианка. Венеция всегда стояла особняком в итальянской и европейской истории и культуре. Она была центром вольнодумства, свободы, раскованности и, конечно, чувственности. Все эти качества отражены в характере девушки. Венецианки считались самыми образованными женщинами в Европе, могли музицировать, сочинять стихи, вести философские беседы, знали несколько языков и долгое время были законодательницами моды.

Задание № 2. Философов Возрождения называют гуманистами. Прочитайте их высказывания.

«Человек одарен от природы, и если он упорен и смел, то необычайно преуспевает в делах» (Франческо Гвиччарди).
«Каждый человек всегда находится в центре мира. Каждый — средоточие мира, человек всегда центр мира» (Леонардо да Винчи).
«Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным., ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь» (Пико делла Мирандола).
«Человек измеряет небо и землю... Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким... А так как человек познал строй небесных светил, то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил, и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал» (Марсилио Фичино).
«Наш век (XV. — Авт.) столь счастлив и столь богат великими и блистательными умами, что нет у него оснований завидовать ни древним, ни даже тем, быть может, что будут после нас. Ибо он породил людей, выдающихся в познаниях и в науках, и других, открывших вещи, весьма полезные и служащие украшению человеческой жизни, и таких, наконец, которые, пересекая моря, проникли в края и страны, неведомые прежним народам» (Серторио Кваттромани).
«Люди не только будут обладать знанием всех вещей, но станут почти всемогущими» (Бернардино Толезио).


Выпишите из каждого высказывания законченную мысль так, чтобы получился один общий текст — гимн человеку эпохи Возрождения.

«Человек одарен от природы и человек всегда находится в центре мира, чтобы оттуда было удобнее обозревать все, что есть в мире. Человек измеряет небо и землю и мог бы создать светила, если бы имел орудия и небесный материал. Наш век столь счастлив и столь богат великими и блистательны-ми умами, ибо он породил людей, выдающихся в познаниях и в науках. Люди не только будут обладать знанием всех вещей, но станут почти всемогущими».

Красным цветом отметьте в полученном тексте то, что согласуется с вашим представлением о человеке, синим — с чем вы хотели бы поспорить. Обсудите свою точку зрения с товарищами.
Этот пункт выполняете на собственное усмотрение.

Задание № 3. В Библии есть рассказ о могучем предводителе филистимлянского войска гиганте Голиафе, который хотел покорить народ Израиля. Спасителем народа Израиля стал юный Давид. Согласно библейскому тексту Давид был не воином, а простым пастухом: «И сказал Саул Давиду: не можешь ты идти против этого филистимлянина, чтобы сразиться с ним; ибо ты еще юноша, а он воин...» Однако Давид не испугался и сразил врага камнем, метко пущенным из пращи. В 1504 г. Микеланджело изваял мраморную статую Давида (ее высота 5,5 м), которую горожане установили на главной площади Флоренции. Рассмотрите изображение Давида, каким увидел его скульптор (с. 74 учебника). Запишите в тетрадь, что в изображении Давида напоминает нам о сюжете Библии, что — противоречит библейскому рассказу. Почему?

Напоминает о сюжете праща, которую юноша держит в правой руке и камень, вложенный в пращу и зажатый левой рукой. Противоречия: а) библейский Давид был почти мальчиком, физически слабым, а Микеланджело изобразил статного высокого юношу, б) Библейский Давид был обрезан по традиции своей веры, в) Микеланджело изобразил итальянца 16 века, в традициях изобразительного искусства своего времени.

Задание № 4. Как вы думаете, почему в начале Нового времени резко усилился интерес человека к окружающему миру? Свой ответ запишите.

Географические открытия раздвинули границы восприятия мира, подтверди-ли многие научные гипотезы. Последовавшее за открытиями бурное развитие экономики и общества привело к потребности точных знаний во многих областях человеческой жизни. Все это, вместе с опровержением догматов церкви, дало толчок к изучению окружающего мира как к единственному способу познания.

Задание № 5. Перед вами два знаменитых памятника эпохи Возрождения: собор Святого Петра в Риме, возведенный по проекту Микеланджело, и конная статуя Коллеони в Венеции, выполненная художником и скульптором Вероккио. Оба памятника неоднократно служили образцами для мастеров культуры.
Вспомните архитектурные постройки и скульптуры Возрождения, имеющие нечто сходное с собором Микеланджело и статуей Вероккио. Запишите их названия.

Задания 1 - 6


Архитектура Возрождения вообще разделяется на три периода. Микеланджело считается основоположником самого позднего направления, названного маньеризмом. Первым же образцом архитектуры возрождения считают флорентийский собор Санта-Мария-делла-Фьоре, спроектированный Брунелески.
С собором Св. Петра можно сравнить базилику Сан-Лоренцо (Микеланджело, Флоренция), Темпьетто (Браманте, Рим), палаццо дель Те (Романо, Мантуя), собор Сан-Джорджо Маджоре и церковь Иль Реденторе и театр Олимпико (Палладио, Виченца).
Образцом для Вероккио, как и для других скульпторов, послужила древнеримская статуя Марка Аврелия. Сравнить можно с памятником кондотьеру Гаттамелате работы Донателло, установленному в Венеции. Работа Донателло стала первой статуей подобных размеров.


Посмотрите книги и альбомы по отечественному искусству XIX в. Несомненно, вы найдете в них памятники, находящиеся в российских городах, которые также имеют общие черты со знаменитыми творениями мастеров Возрождения.
А теперь подумайте и запишите в тетрадь ответ на вопрос: «В чем произведения Микеланджело и Вероккио могли служить образцами для современников и потомков?»

Монументальность, пластичность, точное знание анатомии, перспективы, композиции, светотени, четкое соблюдение пропорций и геометрии произведения, выразительность, драматизм и жизненная сила образов.

Задание № 6. В начале XVI в. Рим заменяет угасающую Флоренцию и становится художественным центром Италии, необыкновенно хорошеет. Знаменитые мастера, приглашаемые папами из других городов, украшают его величественными памятниками и архитектурными ансамблями. Перенесемся в 1512 год и, смешавшись с толпой горожан, совершим небольшое путешествие по Вечному городу: поспешим осмотреть вновь открытую Сикстинскую капеллу, в которой только что закончил роспись Микеланджело. Прочитайте помещенный ниже рассказ об этом путешествии. Будьте внимательны. В текст закрались ошибки, которые нам предстоит найти, используя свои знания, умение рассуждать и работать с картой. Отметьте их красным цветом. Сделайте необходимые исправления в тексте рассказа. На карте Рима нанесите маршрут, которым шли герои рассказа.

«Тихое осеннее утро взбудоражено волной слухов и пересудов, несущихся из Ватикана. «Весть об открытии капеллы распространилась по всему свету, и со всех сторон сбегались люди...» — писал знаменитый биограф Джорджо Вазари. Еще бы! Не каждый день случается полюбоваться покоями папских дворцов (капелла предназначалась для проведения важнейших церковных церемоний, например, Конклавов). Но сегодня это возможно.

Толпы народа направляются к Сикстинской капелле, возведенной по приказу папы Сикста IV в 80-е гг. (Капелла была построена в 1473-1481 гг.) XV в. Вместе с жителями предместий войдем в Вечный город и мы.

Наш путь лежит по самой знаменитой римской торговой и военной дороге — Виа Аппиа, превращенной ныне в городскую магистраль (Виа Аппия была пригородной дорогой, которая не использовалась по прямому назначению). Наше путешествие пройдет через древний центр города к Ватикану, папской резиденции на берегу Тибра (Ватикан не примыкает к Тибру).

Наиболее быстроногие уже миновали Палатин. Справа (упоминаемые далее термы Каракаллы, если идти в город, находились слева от Аппиевой дороги) — памятники Средневековья (термы и Колизей — памятники античности): термы Каракаллы и Колизей, где проходили театральные представления. Их камни видели постановки Аристофана и Еврипида (термы - это бани, а в Колизее устраивались гладиаторские бои). Колизей сильно пострадал не только от времени: при строительстве Палаццо Венеция использовали камень Колизея в качестве строительного материала.

Задания 1 - 6


Наш дальнейший путь лежит между излучиной Тибра справа и Капитолием слева (наоборот, излучина слева и Капитолий справа). На капитолийской равнине хорошо различим дворец Консерваторов. Здесь в 1471 г. появился первый в Европе общедоступный музей — коллекция античной скульптуры.

Задания 1 - 6


Но сейчас некогда любоваться замечательными произведениями! Мы торопимся дальше через почти пустое Марсово поле (Пантеон появится много позднее (Пантеон построен задолго до описываемых событий при императоре Адриане во II веке н.э.,) к переправе. Нам надо на другую сторону Тибра. Туда, в Ватикан, перенес Сикст IV резиденцию пап (Ватиканский дворец стал постоянной резиденцией римских пап в 1377 году при папе Григории XI). Он приказал реставрировать античный мост Адриана, ведущий к замку Святого Ангела, убрать с него все лавки торговцев (мост был отреставрирован в 1450 году при папе Николае V, когда убрали старую триумфальную арку у выхода и восстановили обрушенные перила).

Задания 1 - 6


Минуем мост — и мы в Ватикане. В чистом прозрачном воздухе отчетливо виден купол собора Святого Петра (купол собора начали возводить только в 1546 году). Кругом идут строительные работы: племянник Сикста IV, папа Юлий II, захотел соединить летнюю резиденцию пап с Сикстинской капеллой. В 1508 г. по его приказу Микеланджело начал расписывать фресками потолок капеллы и трудился над выполнением этой сложнейшей задачи более 10 лет.(более 4 лет). Войдем вместе с горожанами в капеллу. Чтобы рассмотреть роспись плафона, надо высоко поднять голову. В изумлении застыли люди, разглядывая титанические фигуры, воскресающие эпизоды Библии: «Отделение света от тьмы», «Сотворение человека», «Жертвоприношение Ноя», «Потоп» (на своде размещены 9 сцен). Величественные росписи поражали воображение, наполняли душу смятением и восторгом. Насладившись лицезрением фресок, горожане спешили домой, чтобы рассказать тем, кто еще здесь не был, об удивительном ансамбле.»


Задания 1 - 6