Данилов: § 3. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского



Задание 1. Перечислите основные вехи политической биографии М.М. Сперанского в 1801—1812 гг. Чем вы можете объяснить успех его политической карьеры?

1801 — статс-секретарь при госсекретаре,
1802 — статс-секретарь при министре внутренних дел Кочубее,
1807 — статс-секретарь Александра I,
1808 — товарищ министра юстиции и главный советник Александра I в государственных делах,
1810 — государственный секретарь (председатель учрежденного Госсовета),
1812 — ссылка.
Выдающиеся способности, умноженные на умение разбираться в человеческих характерах и нравиться людям. Все это способствовало расположению к нему влиятельных особ (Куракин, Кочубей).


Задание 2. Подготовьте доклад на тему «Реформы М. М. Сперанского» Составьте развернутый план доклада.

План доклада:
1) Причины возвышения Сперанского,
2) Причины необходимости реформ по мнению Сперанского,
3) Основные положения проекта реформы,
4) Характер реформ,
5) Фактические результаты реформы,
6) Причины неудачи реформ,
7) Значение реформаторской деятельности Сперанского.


Задание 3. Укажите главную, с вашей точки зрения, черту проекта политических реформ Сперанского. В чем состояло ее особое значение для России?

Не затрагивая основ самодержавно-феодального строя, осторожно провести умеренные реформы, которые смягчили бы острые социальные противоречия в обществе. Значение реформ состояло в том, что многие идеи Сперанского послужили основой будущих реформаторских преобразований.

Задание 4. Заполните таблицу «Политические реформы М. М. Сперанского».

Данилов: § 3. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского


Задание 5. Какими функциями, согласно проекту М. М. Сперанского, должны были обладать:

Сенат — состоит из двух частей - Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (являющийся высшей судебной инстанцией и контролирующий все судебные учреждения). Члены Сената пожизненно должны были избираться Думой и утверждаться императором.
Государственная Дума — выборный высший законодательный орган страны. Без согласия Думы монарх не имел права издавать законы, но мог всегда рас-пустить Думу.
Государственный совет — совещательный орган при императоре, как связующее звено между монархом и законодательными, исполнительными, судебными органами империи. Члены совета назначались императором и несли ответственность только перед ним.
Министерства — орган исполнительной власти со строго определенными функциями и порядком. Министры назначались императором и должны были нести ответственность перед Государственной Думой.








Задание 6. Выберите правильный ответ.

По замыслу М. М. Сперанского Россия должна была стать:
а) самодержавной монархией;
б) конституционной монархией;
в) парламентской монархией;
г) республикой.

Задание 7. На основе материала учебника составьте схему высших органов государственной власти России и их взаимодействия по проекту Сперанского.

Данилов: § 3. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского


Задание 8. Заполните таблицу «Причины и последствия отставки М. М. Сперанского».

Данилов: § 3. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского


Задание 9. Заполните таблицу «Функции министерств».

Данилов: § 3. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского