Задание 1. На основе анализа материалов параграфа и представленных ниже документы сделайте и запишите выводы о процессах, происходивших в 1930-е гг. в области культуры.

Из книги Л. Д. Троцкого "Преданная революция"
Нынешний правящий слой считает себя призванным не только политически контролировать духовное творчество, но и предписывать ему пути развития. Безапелляционное командование распространяется в одинаковой мере на концентрационные лагеря, агрономию и музыку. Центральный орган партии печатает анонимные директивные статьи, имеющие характер военных приказов, по архитектуре, литературе, драматическому искусству, балету, не говоря уже о философии и истории."

Из выступления наркома юстиции РСФСР Н. В. Крыленко на заседании Шахматной федерации. 1932 год.
Мы должны раз и навсегда покончить с нейтралитетом шахмат. Мы должны раз и навсегда осудить формулу "шахматы для шахмат", как и формулу "искусство для искусства". Мы должны организовать ударные бригады шахматистов и начать немедленно выполнять пятилетний план по шахматам."

Из выступления А.Довженко на совещании, посвященном историческим фильмам. 1940 год
И в "Петре I", и в "Александре Невском" и в "Минине и Пожарском", и в "Богдане Хмельницком"... есть какое-то угодливое желание притянуть историю поближе к нам и даже реплики героев перемешать чуть ли не с речами вождей. Получается так, что Александра Невского можно, право, назначить секретарем Псковского обкома, а Петра, и Минина, и Богдана тоже чем-то в этом роде...

Наука, литература, художественная культура были взяты под строгий контроль, испытывали идеологическое давление со стороны государства. Все искусство было подчинено строгой партийной цензуре.
Сталин заявил, что все науки, в том числе естественные и математические, носят политический характер. Несогласных с этим утверждением ученых травили в печати, арестовывали. Самое пристальное внимание Сталин уделял истории. Он взял под личный все учебники сам перечитывал некоторые и редактировал.


Задание 2. Проанализируйте документы и запишите ответы на вопросы.

Из письма нелегально направленного за границу. Октябрь 1928г., Харьков
Вузовская молодежь как небо от земли отличается от дореволюционного студенчества... Боевой лозунг — университет для рабочих и крестьян. В первую очередь для комсомольцев и рабфаковцев... Для детей служащих, т. е. прежней интеллигенции, установлена «процентная норма»: огромный конкурс на ничтожное число вакансий... Кто счастливо проскочил через сито приемочных комиссий с их классовым подходом и политическим сыском, тот тише воды, ниже травы. Вылетишь в два счета по одному подозрению. Сыск ведется изнутри по принципу «самообслуживания»: в трудо¬вой школе — одноклассниками-«шпионерами», в вузе — студенческими «комищеиками». А новые студенты «от сохи» усердно «грызут гранит науки» и в лучшем случае тоже пугливо озираются по сторонам...
Квалифицированная интеллигенция, профессора, инженеры, врачи, адвокаты — в массе своей «осоветились». Большинство с грехом пополам устроилось и боится перемен... Считают, и не без основания, что события имеют свою логику. Да и практика белых правительств у всех в памяти. Люди, далекие от коммунистической партии, находят, что рабоче-крестьянское правительство имеет немало заслуг и достижений в области народного образования и в международных отношениях, что это как-никак национальная власть, отстаивающая достоинство и целостность страны. О Временном правительстве вспоминают с ядовитым сарказмом.

Из дневника московского учителя истории И. И. Шитца. 1929 г.
С интеллигенцией дело обстоит совсем плохо. Профессура отмирает либо изгоняется, подроста же нет. Специалистов по всем ведомостям «снимают» (заменяя «выдвиженцами») либо, что еще хуже, сажают; наиболее частое обвинение — вредительство. Химиков сидит чуть ли не половина всего количества их. ГПУ даже «торгует» химиками, т. е. за большие деньги отдает посаженных химиков в работы разным трестам и учреждениям, конечно, зорко досматривая, чтобы ученые не удрали; а не то ученых отсылают на работу в гиблые места на малом содержании (как арестованных). Есть даже такие, что работают в тюрьме, куда им доставляют книги и необходимые пособия. Одного из недавно расстрелянных генералов, говорят, даже взманили написать серьёзную работу, пообещав ему за это жизнь.

1. О каких противоречивых процессах, происходивших в среде интеллигенции, идет речь в документах?
Люди не должны были много знать, хотя правительство старалось просветить их. Интеллигенция должны "осоветиться".

2. Какой новый слой сталинской социальной системы формировался в конце 1920-х — 1930-х гг.?
Социальную систему подчинения.

3. Как вы считаете, почему сталинские репрессии в первую очередь затронули ряды старой интеллигенции?
Потому как на молодых людей больше всего влияет старая интеллигенция, у которой есть с чем сравнить правительство.

Задание 3. Опираясь на материалы учебника, приведите в соответствие друг другу данные таблицы.

Достижения советской науки в 1930-х гг.

Данилов: § 26. Духовная жизнь в 30-е гг.


Задание 4. Выберите правильные ответы.

1. На одном из приемов Сталину представили известного артиста Игоря Ильинского. Вождь пошутил:
- Здравствуйте, гражданин Бывалов. Вы бюрократ и я бюрократ, мы поймем друг друга. Пойдемте побеседуем…
В каком кинофильме И.В.Ильинский блестяще сыграл роль бюрократа Бывалова:
а) «Закройщик из Торжка»;
б) «Праздник святого Иоргена»;
в) «Волга-Волга»?

2. В каком кинофильме прозвучала «Песня о Родине» И.Дунаевского и В.Лебедева-Кумача:
а) «Цирк»;
б) «Свинарка и пастух»;
в) «Светлый путь»?

3. Кто является режиссером-постановщиком популярных кинофильмов «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух»:
а) Г. А. Александров;
б) Г. М. Козинцев;
в) И. А. Пырьев

Задание 5. Выберите правильный ответ.

1936 год открылся статьей в «Правде» «Сумбур вместо музыки». Центральный орган ЦК ВКП(б) подверг безжалостной, сокрушительной критике:
а) музыку И. Дунаевского к кинофильму «Веселые ребята»;
б) музыку С. Прокофьева к балету «Ромео и Джульетта»;
в) оперу Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».

Задание 6. Приведите в соответствие друг другу данные в таблице.

Советская живопись 1930-х гг.

Данилов: § 26. Духовная жизнь в 30-е гг.


Задание 7.

В мае 1936 г. в бюро драматургов Союза советских писателей поступило следующее заявление:
В начале 1936 г. театры внезапно сняли со сцен всю мою драматургическую продукцию последних лет. Московский Художественный снял после нескольких представлений мою пьесу «Мольер», Московский театр сатиры, после первой генеральной,— мою комедию «Иван Васильевич», Вахтанговский — прекратил начавшуюся работу над пьесой «Александр Пушкин». Означенное снятие моих пьес разного жанра сопровождалось появлением в прессе статей такого характера, который показал мне с неоспоримой ясностью, что дальнейшее сочинение моих пьес и представление их в драматические театры является совершенно бесполезным.

Кто был автором этого заявления:
а) М. А. Булгаков;
б) А. Е. Корнейчук;
в) Б. Л. Пастернак;
г) Н. Ф. Погодин?

Задание 8. Проанализируйте документ и запишите ответы на вопросы.

Из работы русского философа Г. П. Федотова
«Письма о русской культуре». 1938—1939 гг.
Каков бы ни был политический смысл русской революции, ее культурное содержание может быть описано, с крайней схематичностью, следующим образом: русская культура, доселе творимая и хранимая интеллигенцией, спускается в самую глубину масс и вызывает полный переворот в их сознании... Никто не думает, конечно, что в России высшая математика или философия стали доступны массам. Но культура перестала быть замкнутой или двухэтажной. Старое противоположение интеллигенции и народа потеряло свой смысл... Россия в культурном смысле стала единым организмом...
Однако... Благодаря сознательному и полусознательному истреблению интеллигенции... демократизация культуры приобретает зловещий характер. Широкой волной текущая в на¬род культура перестает быть культурой... Университеты открыты для всех, в России насчитывается до 700 высших школ, но есть ли хоть одна высшая школа, достойная этого имени, равная по качеству старому университету? В этом позволительно сомневаться. Рабочий или крестьянский парень, огромными трудами и потом стяжавший себе диплом врача или инженера, не умеет ни писать, ни даже правильно говорить по-русски. Приобретя известный запас профессиональных сведений, он совершенно лишен общей культуры и, раскрывая книгу, встречаясь с уцелевшим интеллигентом старой школы, на каждом шагу мучительно чувствует свое невежество. Специалистом он, может быть, и стал... но культурным человеком не стал и не станет... Причина ясна и проста. Исчезла та среда, которая перерабатывала, обтесывала юного варвара, в нее вступившего, лучше всякой школы и книг...

1. В чем видит Г. П. Федотов безусловное достижение русской революции?
Культура перестала ыть двухэтажной и стала доступной массам.

2. Какое противоречие «культурной революции» он отмечает?
Образование стало доступным, но качество его ухудшилось.

3. В чем видит русский философ причину резкого снижения культурного уровня советских людей?
Людей учат профессиональным сведениям, но они лишены общей культуры.

4. Согласны ли вы с суждениями русского философа? Укажите дополнительные факторы, которые привели, на ваш взгляд, к понижению общей культуры населения СССР в 1930-е гг.
Согласен, потому что просто быть специалистом недостаточно. Нужно быть грамотным. Еще один фактор - это идеалогическая направленность образования.

Задание 9. Разгадайте кроссворд.

Данилов: § 26. Духовная жизнь в 30-е гг.