Задание № 1. Подчеркните правильный ответ.

«Оттепель» в духовной жизни страны проявилась:

а) в смягчении климата международных отношений;
б) в начале реформ, направленных на демонтаж тоталитаризма;
в) в провозглашении свободы творческой деятельности;
г) в преодолении последствий сталинизма в литературе и искусстве;
д) в обновлении системы образования;
е) в развитии советской науки и техники.

Задание № 2. Выберите произведения советских литераторов, публикацию которых можно отнести к результатам «оттепели»:

1. М. А. Шолохов. «Поднятая целина».
2. В. Н. Померанцев. «Об искренности в литературе».
3. А. Н. Толстой. «Петр I».
4. И. Г. Эренбург. «Оттепель».
5. В. Ф. Панова. «Времена года».
6. Ф. И. Панферов. «Волга-матушка река».
7. А. А. Фадеев. «Молодая гвардия».
8. В. Д. Дудинцев. «Не хлебом единым».
9. Д. А. Гранин. «Искатели».
10. Е. Я. Дорош. «Деревенский дневник».
11. Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго».
12. А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича».
13. А. Б. Чайковский. «Блокада».

Задание № 3. Прочитайте документы и ответьте на вопросы.

1. Согласны ли вы с положительной оценкой роли «музыкального» постановления ЦК КПСС 1948 г.? Почему?
2. Действительно ли имели место формалистические тенденции в музыке, мнимое «новаторство», на которые ссылается постановление 1958 г.? Приведите примеры.
3. Согласны ли вы с тем, что оценки, данные в постановлении 1948 г., отражали лишь субъективное мнение Сталина?

1. Не согласно, так как развития музыкального искусства практически не было. Те произведения, которые создавались были только лишь партии.
2. Нет, не согласен. оценки творчества отдельных композиторов, данные в этом постановлении, в ряде случаев были бездоказательными и несправедливыми.
3. Да, так как в то время Сталин сам принимал решения на счет произведений искусства, и остальным приходилось лишь действовать согласно его мнению.


Задание № 4. 1. Выберите правильный ответ (возможно несколько вариантов).

Научно-техническая революция характеризуется:
а) сменой мануфактурного производства фабричным;
б) широким строительством железных дорог;
в) созданием наукоемких технологий;
г) модернизацией старого оборудования;
д) разработкой искусственных материалов;
е) внедрением роботов и автоматов в производство;
ж) широкомасштабным исследованием земной поверхности и космического пространства.

2. Что еще вы могли бы добавить к этой характеристике?

Приоритет в научных разработках отдавался интересам военно-промышленного комплекса. На его нужды работали не только крупнейшие ученые страны, но и советская разведка. Так, космическая программа была лишь «приложением» к программе создания средств доставки ядерного оружия.

Задание № 5. Перечислите авторов литературных, музыкальных, кинематографических произведений, художников, скульпторов, о которой во второй половине 1950-х гг. заговорили как о представителях нового направления в отечественной культуре. Назовите их произведения. Чем эти произведения вам нравятся?

Писатели и поэты:
А.И.Солженицын - "Один день Ивана Денисовича", "Матренин двор"
А.Вознесенский, Д.Гранин, В.Дудинцев, Е.Евтушенко, С.Кирсанов, К.Паустовский
Кинематография:
Г.Чухрай - "Сорок первый", "Баллада о солдате", "Чистое небо"
М.Калатозов - "Летят журавли"
Скульпторы, художники, режиссеры:
Э.Неизвестный, Р.Фальк, М.Хуциев


Задание № 6. Отметьте в приводимом перечне научные и технические достижения первого послесталинского десятилетия:

а) создание первого реактивного истребителя;
б) спуск на воду первого атомного ледокола «Ленин»;
в) испытание первой советской атомной бомбы;
г) запуск первого искусственного спутника Земли;
д) испытание первой в мире термоядерной бомбы;
е) первые полеты советских автоматических станций на Луну;
ж) первые полеты живых организмов в космос;
з) первый полет человека в космос (Ю. Гагарин);
и) первый полет женщины-космонавта в космос;
к) доставка на Луну автоматического устройства «Луноход»;
л) создание первого в мире реактивного пассажирского лайнера Ту-104.

Задание № 7. Прочитайте документ и ответьте на поставленные вопросы.

1. Согласны ли вы с этими выводами партийного руководства? Почему?
2. Верно ли мнение историков и экономистов о том, что сама существовавшая в те годы экономическая и политическая система делала экономику невосприимчивой к внедрению достижений науки и техники в производство?

1. Да, согласен, так как в то время Населению, привыкшие к привычным старым орудиям труда, тяжело давались новые. От части может потому, что не у кого было учиться.
2. Да, это связано с политикой предыдущих лет. При тоталитаризме у людей не было инициативы и они становились консерваторами. Отсюда и нежелание хоз. руководителей решать трудности технического характера.


Задание № 8. Разгадайте кроссворд.

Задания к § 41 ««Оттепель» в духовной жизни»