Задания к § 37 «Идеология и культура»



Задание № 1. Ответьте письменно на поставленные вопросы.

1. Чем вы можете объяснить восстановление "железного занавеса" после окончания Второй мировой войны?
2. В чем конкретно это проявилось?
3. Какие последствия имело для советской культуры и науки проведение в жизнь курса на самоизоляцию?

1. Испортились отношения СССР с союзниками. "Железный занавес"был окончательно восстановлен в ходе развернувшейся в конце 1948 г. кампании по борьбе с «космополитизмом».
2. Это сильно повлияло на деятелей культуры. Многие произведения, журналы и др. творчество объявлялось пропагандой "чуждой духу партий", усиливалась цензура.
3. Многие деятели культуры были отправлены в ссылку. Научные дискуссии проводились не с целью развития науки, а использовались партией для усиления партийной направленности науки. Вся культура и наука были направлены на нужды партии. Роль науки сводилась, кроме этого, еще и к тому, чтобы обеспечить решение оборонных задач и добиться «партийной направленности» не только гуманитарных, но и естественных наук.


Задание № 2. Напишите под портретами фамилии деятелей культуры и кратко ответьте на поставленные вопросы.

1. Авторами каких произведений они являются?
2. Как отнеслась власть к их творчеству в послевоенные годы?
3. Как сложилась личная судьба этих людей в дальнейшем?
4. В чем вы видите причины такого отношения властей к творчеству этих представителей отечественной культуры?

Задания к § 37 «Идеология и культура»


1. Ахматова : «Вечер», «Чётки», «Белая стая», "Подорожник". Зощенко: «Забавное приключение», "Голубая книга", "Аристократка", "Агитатор", "На живца", "Стакан"
2. Обвинялись в пропаганде идей, «чуждых духу партии», предоставлении литературной трибуны для «безыдейных, идеологически вредных произведений». Тематика Ахматовой ограничена, а Зощенко изображает советских людей бездельниками.
3. Их жизнь стала ограниченной, их сделали невыездными.
4. В их произведениях присутствовала критика власти, они могла открыть глаза на это своим читателям.


Задание № 3. Прочитайте документ и письменно ответьте на поставленные вопросы.

1. Чем можно объяснить резкое падение интереса зрителя к театральным постановкам в послевоенные годы?
2. Чем можно объяснить изложенное в отрывке воспоминаний Г.П.Вишневской отношение к ситуации в одном из ведущих театров? Что нового проявилось именно в послевоенные годы?

1. Спектакли прославляли партию, её политику, лидеров. Люди устали от политизации культурных произведений.
2. ЦК контролировал деятельность театров. Текст опер заменялся и политизировался; прославлялись только указанные партии и герои.


Задание № 4. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.

1. Каково ваше отношение к позиции академика Л. Ландау?
2. Чем вы можете объяснить кампанию по борьбе с «космополитизмом» в советской науке и культуре в эти годы?
3. В чем конкретно эта борьба выражалась?
4. Какие деятели культуры и науки пострадали в ходе этой кампании?
5. Как вы можете оценить последствия борьбы с «космополитизмом» для развития советской науки и культуры?

1. Я поддерживаю позицию академика, так как считаю, что наука это достояния всего мира, ее нельзя делить на советскую науку и науку остальных стран. Но, и, полностью забывать о успехах советской науки не следует.
2. Я думаю, чтобы избежать утечки информации в другие страны, чтобы они не могли использовать открытия советских ученых.
3. Но, и, полностью забывать о успехах советской науки не следует.
4. Академики А. Жебрак, П. Жуковский, Л. Орбели, А. Сперанский, И. Шмальгаузен и их ученики, Г. Ф. Александров.
5. Страну изолировали от мировых результатов. СССР отставал от запада по важнейшим направлениям наук, в частности кибернетика и биология.








Задание № 5. Дайте определения понятиям, приведенным ниже:

Космополиты - идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целях выше отдельной науки или государства, их обвиняли в политическом непатриотическом поведении и образе мыслей.
Биологи-менделисты - последователи австрийского ученого М.Г. Менделя.
Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Кибернетика - наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации.
Музыканты-формалисты - кто склонен отрывать в произведении искусства форму от содержания и придавать форме или отдельным её элементам первенствующее значение,не выразившие достаточной преданности партийному руководству искусством.

Задание № 6. 1. Кратко опишите достижения отечественной науки и культуры в послевоенные годы, которые произвели на вас наибольшее впечатление.
2. В чём вы видите главные предпосылки этих достижений?

1. Важнейшей задачей советского правительства после войны в области культуры стало восстановление сферы образования. В короткий срок была восстановлена материальная база научных учреждений. В литературе безраздельно господствовал соцреализм. Ведущей темой для литераторов была прошедшая война, однако в официальной литературе раскрывалась она в то время довольно однообразно. Это не означает, конечно, что ничего хорошего не было написано. Талантливым писателем был Борис Николаевич Полевой (Кампов) (1908–1981). В 1946 г. им была создана «Повесть о настоящем человеке», в основу которой были положены реальные события: подвиг Героя Советского Союза летчика А. П. Маресьева, который был ранен, лишился ног, но продолжал летать. В чертах главного персонажа произведения летчика Мересьева нашел выражение образ советского положительного героя. Эта повесть – одно из лучших произведений «воспитывающей» литературы соцреализма, традиции которой были заложены Н. Островским в романе «Как закалялась сталь». О Великой Отечественной войне и о послевоенном мире писал Э. Г. Казакевич («Двое в степи» 1948 г., «Весна на Одере» 1949 г.). Историю трех поколений рабочей династии изобразил в своем романе «Журбины» (1952 г.) В. А. Кочетов.
Развитие живописи и скульптуры по-прежнему определяет соцреализм. Главной задачей архитекторов было восстановление разрушенного войной. Почти заново пришлось отстраивать Сталинград, Киев, Минск, Новгород. В стилистическом отношении продолжает господствовать неоклассика «сталинский ампир». В Москве возводятся знаменитые увенчанные шпилями высотки. Наиболее удачным принято считать здание Московского университета на Воробьевых горах.
Достижения в науке: Летом 1949 г. на семипалатинском полигоне была испытана атомная бомба. Академиком А.Д.Сахаровым также велись разработки первой советской водородной бомбы, работы по созданию бомбы начались в 1945 году, испытана на Семипалатинском полигоне 12 августа 1953 года. В 1948 г. был пущен первый промышленный уран-графитовый реактор. В 1946 г. вошла в строй в Москве первая ультракоротковолновая радиостанция. В 1951 г. под руководством академика С. А. Лебедева была смонтирована первая советская ЭВМ. Значительные успехи были достигнуты в развитии математики, механики, физики, астрономии, некоторых отраслей химии.
2. Главной предпосылкой - была "холодная война" с США, международной обстановки и обострением отношений между двумя военно-политическими блоками. Включившись в соревнование с США за стратегическое превосходство, СССР был вынужден тратить огромные средства на достижения в области науки.