Задание 33. В XIX в. широкое распространение в строительстве получили новые строительные технологии и материалы, в первую очередь металлические конструкции.
Рассмотрите изображения общественных зданий, возведённых в Англии и Франции в первой половине XIX в.
Без каких новых нетрадиционных строительных материалов возведение этих построек было бы невозможно?
Сталь, чугун, стекло, бетон.
Найдите общее в зданиях столь разного назначения (библиотека и выставочный зал). Какие выводы можно сделать на основании такого сопоставления?
Полуциркульная ажурная крыша из стекла и металлоконструкций, металлические колонны, несколько рядов боковых галерей вдоль центрального прохода. Применение новых материалов и технологий позволяло унифицировать, стандартизировать строительство с целью сокращения затрат средств, времени и ресурсов.
Задание 34. Новая эпоха наложила свой отпечаток на архитектурный стиль старинных европейских городов. Но наиболее ярко её черты воплотились в облике Нью- Йорка. Перед вами планы двух городов. Сравните их. Если вы заметили сходные черты и различия в планировке, запишите их.
Нью-Йорк, как и другие американские города, не имеет давней истории, а потому застройка, как правило, проводилась планомерно, по английскому типу, что обусловило прямоугольную структуру из пересекающихся улиц.
Париж, как и большинство европейских городов, имеет давнюю историю, выраженный исторический центр и рос «от центра», а потому имеет радиолярную (лучевую) структуру.
Объединяет архитектуру городов лишь наличие городского центра, «сити», и магистральных (главных) улиц.
Рассмотрите фотографии зданий, построенных в центре Нью-Йорка. Есть ли между ними нечто общее? Увидели ли вы различия во внешнем облике этих построек? Запишите свои наблюдения.
Есть некоторые общие черты во внешнем оформлении здания. Основное различие — это этажность здания и, пожалуй, высота одного этажа, хотя по снимкам ее трудно определить.
Задание 35. Ниже приведены высказывания социалистов-утопистов XIX, учение которых называют также критическим социализмом-утопизмом.
Одним цветом подчеркните фрагменты текста, которые оправдывают определение учения как критическое, другим цветом — где мыслители указывают черты более совершенной модели общества. Найдите высказывания о характере перехода к более совершенному обществу.
«...Воображение поэтов поместило золотой век в колыбели человеческой расы, в обстановке невежества и грубости; скорее надо было поместить там век железный.
Золотой век человечества не позади нас, а впереди, и заключается он в усовершенствовании общественного порядка; наши отцы его не видели, наши дети когда-нибудь к нему придут. Наша обязанность — проложить им путь...»
А. Сен-Симон.
«Цель моя — не улучшить строй цивилизации, а уничтожить его и вызвать желание изобрести лучший социальный механизм...»;
«Общественные уклады: дикости, патриархата, варварства и цивилизации — это лишь тернистые тропы, ступени для того, чтобы подняться к лучшему общественному порядку — строю согласованности»;
«Капиталистическое производство создаёт легионы изморённых голодом людей, продающих себя по низкой цене приобретателям»;
«Франция даёт права гражданства английскому обычаю каторжных острогов, где народ работает по 16 часов в день»;
«Среди пороков строя цивилизации немало пользующихся привилегиями, освящённых под предлогом свободы: такова тирания индивидуальной собственности, направленная против массы»;
«До тех пор пока великие и малые мира сего будут пропитаны взаимной ненавистью, всякая свобода будет лишь яблоком новых раздоров. Единственное средство вызвать искреннее взаимное тяготение различных классовых групп — заинтересовать их достижением одной общей цели, иначе говоря, ассоциировать их в производстве. Фермер или арендатор, получающий свою долю пропорционально урожаю, будет стараться, чтобы урожай этот, принадлежащий хозяину, был возможно обильнее, ибо если хозяин получит мало, то и фермер получит соответственно меньшую долю.
Таким образом, секрет единства интересов — в ассоциации. Все классы общества, ассоциированные и объединённые общностью интересов, забудут взаимную ненависть...»
Ш. Фурье.
Капиталистический способ производства «содействовал изобретательству, развитию у человека трудолюбия и других способностей. Но в то же время он сделал людей индивидуалистически себялюбивыми, поставил их во враждебные отношения к их собратьям, породил мошенничество и обман»;
«...Частная собственность уродует в различных отношениях характер собственника, она рассчитана на то, чтобы возбуждать у него гордость, тщеславие, склонность к несправедливости и угнетению при полнейшем пренебрежении естественными и неотчуждаемыми правами его собратьев... Она замыкает человеческое сознание в круг собственных интересов и мелочных забот... Сейчас она представляет единственную причину бедности со всеми вытекающими, вызываемыми ею по всему свету бесчисленными преступлениями и горем, в принципе она столь же несправедлива, как неразумна на практике...»;
«Когда всё, за исключением только предметов чисто личного обихода, превратится в общественное достояние, а общественное достояние будет всегда иметься в избытке для всех... тогда будет должным образом понято несравнимое превосходство системы общественной собственности над системой частной собственности с вызываемым ею злом»;
«Переход... к... счастливому будущему ни в коем случае не может быть осуществлён путём насилия или гнева и зложелательности к какой-либо части человечества».
Р. Оуэн.
Задание 36. Разным цветом подчеркните теоретические положения либералов (синий) и консерваторов (красный).
Человек имеет право на жизнь, свободу и собственность; высшие ценности — это религия, монархия, семья и порядок; каждый человек имеет право на участие в решении государственных дел; высшая ценность — индивидуальная свобода; государство обладает сильной властью и подчиняет себе личность; необходимость сохранения сословных и классовых различий; разрешено всё, что не запрещено законом; признание возможности проведения «охранительных» реформ во избежание социальных потрясений; свободная конкуренция в экономической жизни; государство должно регулировать экономическую жизнь; необходимость существования трёх разделённых ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной); сильная приверженность старым традициям; все социальные, экономические и политические проблемы следует решать путём проведения реформ; в экономической жизни государству принадлежит роль «ночного сторожа»; признание равенства людей; равенства между людьми быть не может, так как все люди от природы различны; свобода заключается в подчинении государству и соблюдении традиций.
Задание 37. Корреспондент лондонской газеты пришёл на политический митинг, где перед собравшимися выступали либералы, консерваторы и марксисты. После митинга он попросил их ответить на вопросы:
— Читателей нашей газеты интересует: возможно ли создать общество, где будет существовать полное равенство между людьми? Если возможно, то каким путём? Если нет, то почему?
На вопросы отвечали:
Либерал: «Общество полного равенства создать возможно, но только путем социальных, экономических и политических реформ».
Консерватор: «Общество полного равенства создать невозможно, так как люди различны по своей природе. Люди могут иметь равные права, но не одни и те же блага».
Марксист: «Общество полного равенства создать возможно только путем социалистической революции»
Задание 38. Знаком «+» или «-» отметьте, согласны ли вы с приведенными ниже утверждениями.
1. А. Сен-Симон являлся теоретиком консерватизма.
2. Консерватизм как общественно-политическое учение проповедовал необходимость равенства между людьми.
3. Ценностями либерализма являлись порядок, стабильность, традиции.
4. Р. Оуэн выступал за замену частной собственности общественной и за отмену денег.
5. К. Маркс и Ф. Энгельс считали себя последователями Р. Оуэна.
6. Крупнейшими теоретиками и деятелями анархизма являлись П.-Ж. Прудон и П. А. Кропоткин.
7. Новый консерватизм характеризовался признанием прав и свобод отдельной личности и ограничением роли государства.
8. Исходным положением в теории марксизма являлось признание того, что реформы постепенно приведут к социализму.
Задание 39. Объясните понятия.
Модернизация — процесс изменения общества от менее развитого к более развитому, более совершенному обществу, в ходе которого оно приобретает качественно новые черты.
Капитализм — экономическая система, основанная на частной собственности на средства производства, использовании наемного труда и свободе конкуренции.
Индустриализация — процесс социально-экономического перехода от аграрного типа общества к индустриальному с преобладанием в экономике крупного машинного производства.
Экономический кризис — серьезные нарушения в экономической деятельности, характеризуемые спадом экономики.
Империализм — этап развития капитализма, характеризующийся господством монополий и финансового капитала, экономическим и территориальным разделом мира, созданием и поддержанием неравных экономических, культурных и территориальных взаимоотношений, основанных на доминировании и подчинении.
Финансовая олигархия — верхушка монополистической буржуазии, олицетворяющая господство финансового капитала в экономической и политической жизни капиталистических государств на стадии империализма.
Эмиграция — выезд из страны, переселение в другую страну с целью постоянного жительства или временного обоснования, обычно для работы.
Рассмотрите изображения общественных зданий, возведённых в Англии и Франции в первой половине XIX в.
Без каких новых нетрадиционных строительных материалов возведение этих построек было бы невозможно?
Сталь, чугун, стекло, бетон.
Найдите общее в зданиях столь разного назначения (библиотека и выставочный зал). Какие выводы можно сделать на основании такого сопоставления?
Полуциркульная ажурная крыша из стекла и металлоконструкций, металлические колонны, несколько рядов боковых галерей вдоль центрального прохода. Применение новых материалов и технологий позволяло унифицировать, стандартизировать строительство с целью сокращения затрат средств, времени и ресурсов.
Задание 34. Новая эпоха наложила свой отпечаток на архитектурный стиль старинных европейских городов. Но наиболее ярко её черты воплотились в облике Нью- Йорка. Перед вами планы двух городов. Сравните их. Если вы заметили сходные черты и различия в планировке, запишите их.
Нью-Йорк, как и другие американские города, не имеет давней истории, а потому застройка, как правило, проводилась планомерно, по английскому типу, что обусловило прямоугольную структуру из пересекающихся улиц.
Париж, как и большинство европейских городов, имеет давнюю историю, выраженный исторический центр и рос «от центра», а потому имеет радиолярную (лучевую) структуру.
Объединяет архитектуру городов лишь наличие городского центра, «сити», и магистральных (главных) улиц.
Рассмотрите фотографии зданий, построенных в центре Нью-Йорка. Есть ли между ними нечто общее? Увидели ли вы различия во внешнем облике этих построек? Запишите свои наблюдения.
Есть некоторые общие черты во внешнем оформлении здания. Основное различие — это этажность здания и, пожалуй, высота одного этажа, хотя по снимкам ее трудно определить.
Задание 35. Ниже приведены высказывания социалистов-утопистов XIX, учение которых называют также критическим социализмом-утопизмом.
Одним цветом подчеркните фрагменты текста, которые оправдывают определение учения как критическое, другим цветом — где мыслители указывают черты более совершенной модели общества. Найдите высказывания о характере перехода к более совершенному обществу.
«...Воображение поэтов поместило золотой век в колыбели человеческой расы, в обстановке невежества и грубости; скорее надо было поместить там век железный.
Золотой век человечества не позади нас, а впереди, и заключается он в усовершенствовании общественного порядка; наши отцы его не видели, наши дети когда-нибудь к нему придут. Наша обязанность — проложить им путь...»
А. Сен-Симон.
«Цель моя — не улучшить строй цивилизации, а уничтожить его и вызвать желание изобрести лучший социальный механизм...»;
«Общественные уклады: дикости, патриархата, варварства и цивилизации — это лишь тернистые тропы, ступени для того, чтобы подняться к лучшему общественному порядку — строю согласованности»;
«Капиталистическое производство создаёт легионы изморённых голодом людей, продающих себя по низкой цене приобретателям»;
«Франция даёт права гражданства английскому обычаю каторжных острогов, где народ работает по 16 часов в день»;
«Среди пороков строя цивилизации немало пользующихся привилегиями, освящённых под предлогом свободы: такова тирания индивидуальной собственности, направленная против массы»;
«До тех пор пока великие и малые мира сего будут пропитаны взаимной ненавистью, всякая свобода будет лишь яблоком новых раздоров. Единственное средство вызвать искреннее взаимное тяготение различных классовых групп — заинтересовать их достижением одной общей цели, иначе говоря, ассоциировать их в производстве. Фермер или арендатор, получающий свою долю пропорционально урожаю, будет стараться, чтобы урожай этот, принадлежащий хозяину, был возможно обильнее, ибо если хозяин получит мало, то и фермер получит соответственно меньшую долю.
Таким образом, секрет единства интересов — в ассоциации. Все классы общества, ассоциированные и объединённые общностью интересов, забудут взаимную ненависть...»
Ш. Фурье.
Капиталистический способ производства «содействовал изобретательству, развитию у человека трудолюбия и других способностей. Но в то же время он сделал людей индивидуалистически себялюбивыми, поставил их во враждебные отношения к их собратьям, породил мошенничество и обман»;
«...Частная собственность уродует в различных отношениях характер собственника, она рассчитана на то, чтобы возбуждать у него гордость, тщеславие, склонность к несправедливости и угнетению при полнейшем пренебрежении естественными и неотчуждаемыми правами его собратьев... Она замыкает человеческое сознание в круг собственных интересов и мелочных забот... Сейчас она представляет единственную причину бедности со всеми вытекающими, вызываемыми ею по всему свету бесчисленными преступлениями и горем, в принципе она столь же несправедлива, как неразумна на практике...»;
«Когда всё, за исключением только предметов чисто личного обихода, превратится в общественное достояние, а общественное достояние будет всегда иметься в избытке для всех... тогда будет должным образом понято несравнимое превосходство системы общественной собственности над системой частной собственности с вызываемым ею злом»;
«Переход... к... счастливому будущему ни в коем случае не может быть осуществлён путём насилия или гнева и зложелательности к какой-либо части человечества».
Р. Оуэн.
Задание 36. Разным цветом подчеркните теоретические положения либералов (синий) и консерваторов (красный).
Человек имеет право на жизнь, свободу и собственность; высшие ценности — это религия, монархия, семья и порядок; каждый человек имеет право на участие в решении государственных дел; высшая ценность — индивидуальная свобода; государство обладает сильной властью и подчиняет себе личность; необходимость сохранения сословных и классовых различий; разрешено всё, что не запрещено законом; признание возможности проведения «охранительных» реформ во избежание социальных потрясений; свободная конкуренция в экономической жизни; государство должно регулировать экономическую жизнь; необходимость существования трёх разделённых ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной); сильная приверженность старым традициям; все социальные, экономические и политические проблемы следует решать путём проведения реформ; в экономической жизни государству принадлежит роль «ночного сторожа»; признание равенства людей; равенства между людьми быть не может, так как все люди от природы различны; свобода заключается в подчинении государству и соблюдении традиций.
Задание 37. Корреспондент лондонской газеты пришёл на политический митинг, где перед собравшимися выступали либералы, консерваторы и марксисты. После митинга он попросил их ответить на вопросы:
— Читателей нашей газеты интересует: возможно ли создать общество, где будет существовать полное равенство между людьми? Если возможно, то каким путём? Если нет, то почему?
На вопросы отвечали:
Либерал: «Общество полного равенства создать возможно, но только путем социальных, экономических и политических реформ».
Консерватор: «Общество полного равенства создать невозможно, так как люди различны по своей природе. Люди могут иметь равные права, но не одни и те же блага».
Марксист: «Общество полного равенства создать возможно только путем социалистической революции»
Задание 38. Знаком «+» или «-» отметьте, согласны ли вы с приведенными ниже утверждениями.
1. А. Сен-Симон являлся теоретиком консерватизма.
2. Консерватизм как общественно-политическое учение проповедовал необходимость равенства между людьми.
3. Ценностями либерализма являлись порядок, стабильность, традиции.
4. Р. Оуэн выступал за замену частной собственности общественной и за отмену денег.
5. К. Маркс и Ф. Энгельс считали себя последователями Р. Оуэна.
6. Крупнейшими теоретиками и деятелями анархизма являлись П.-Ж. Прудон и П. А. Кропоткин.
7. Новый консерватизм характеризовался признанием прав и свобод отдельной личности и ограничением роли государства.
8. Исходным положением в теории марксизма являлось признание того, что реформы постепенно приведут к социализму.
Задание 39. Объясните понятия.
Модернизация — процесс изменения общества от менее развитого к более развитому, более совершенному обществу, в ходе которого оно приобретает качественно новые черты.
Капитализм — экономическая система, основанная на частной собственности на средства производства, использовании наемного труда и свободе конкуренции.
Индустриализация — процесс социально-экономического перехода от аграрного типа общества к индустриальному с преобладанием в экономике крупного машинного производства.
Экономический кризис — серьезные нарушения в экономической деятельности, характеризуемые спадом экономики.
Империализм — этап развития капитализма, характеризующийся господством монополий и финансового капитала, экономическим и территориальным разделом мира, созданием и поддержанием неравных экономических, культурных и территориальных взаимоотношений, основанных на доминировании и подчинении.
Финансовая олигархия — верхушка монополистической буржуазии, олицетворяющая господство финансового капитала в экономической и политической жизни капиталистических государств на стадии империализма.
Эмиграция — выезд из страны, переселение в другую страну с целью постоянного жительства или временного обоснования, обычно для работы.