Задание 1. По материалам учебника заполните диаграммы и ответьте на поставленные вопросы.

1. В чём вы видите причины такой низкой рентабельности совхозного и колхозного производства при огромных капиталовложениях?
Огромные средства направлялись на развитие сельского хозяйства, но использовались неэффективно: на строительство гигантских комплексов, дорогостоящую технику, непродуманную мелиорацию и химизацию почвы.

2. Какие рычаги были способны в значительной мере повысить рентабельность сельского хозяйства?
Изменение условий планирования, улучшение экономического стимулирования, сохранение планируемых показателей.

3. Чем вы можете объяснить неуклонное возрастание дефицита продовольствия в СССР в 70-х-начале 80-ых гг.?
Введение показателей оценки качества по цене привело к сокращению объёмов выпуска продукции.

4. За счёт чего власти пытались решить продовольственную проблему, которая была признана ими наиболее острой?
Сперва проблему пытались решить за счёт сырьевых ресурсов и моральных стимулов, а затем ослаблением централизованного планирования и распределения.

Задание 2. Используя материалы учебника, раскройте основные направления аграрной реформы 1965 г.
1. Повышение закупочной цены.
2. Устанавливался на 6 лет твердый план гос. закупок.
3. Надбавка в 50% за сверхплановую продажу продуктов к основной цене.
4. Увеличивались капиталовложения.
5. Ослаблены ограничения на личное подсобное хозяйство.
6. Введение стабильных денежных окладов в колхозах.
7. Списание долгов колхозов.


Задание 3. Проанализируйте материалы учебника и напишите об основных направлениях реформы промышленности 1965 г. Ответьте на вопросы.

Сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Управление промышленностью через отраслевые министерства. Организация производства в условиях хозрасчета. Утвержденные планы могли корректировать сами предприятия.

1. Какие из предпринятых мер вы считаете наиболее значимыми для роста промышленного производства? Почему?
Хозрасчет, так как это заставило предприятия искать новые источники доходов.

2. Существовали ли внутренние противоречия замысла реформы?
Да, существовали, так как при некоторой свободе экономика все равно оставалась директивной.

3. Почему многие экономисты и историки считают реформу 1965 г. наиболее радикальной из всех проведенных при советской власти?
Изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования были главными её положениями.

4. В чем состояли внутри- и внешнеполитические предпосылки свертывания реформы 1965 г.?
Модель экономики, отвергавшая все новое, исчерпывала свои возможности.

5. Кто в высшем политическом руководстве СССР выступал за экономическую реформу 1965 г. и кто против нее? Почему?
Косыгин был за, Брежнев - против.

Задание 4. По материалам учебника заполните таблицу и запишите ответы на вопросы.

Последствия свертывания реформы 1965 г.

Данилов: § 44. Экономика «развитого социализма»


1. Какими объективными причинами руководство страны объясняло падение темпов экономического роста?
Снижение удельного веса трудоспособного населения, истощение традиционной сырьевой базы, резкое удорожание добычи полезных ископаемых, износ и моральное старение оборудования, рост военных расходов.

2. Какие причины такого положения дел вы можете назвать?
Жизненно важной проблемой оставалось смена хозяйственного механизма. Ко всему старение оборудования - следовательно низкое качество продукции, которой тяжело конкурировать с более качественными товарами. Плюс ко всему, у более качественного и нового оборудования больше производительность. Также существовавший дефицит товаров, ставки на сырьевые ресурсы.

Задание 5. Проанализируйте схемы и ответьте на вопросы.

1. Чем вы можете объяснить серьезную техническую отсталость СССР?
Недостатки сложившегося хозяйственного механизма тормозили развитие науки и техники, внедрение их достижений в производство.

2. Чем можно объяснить тот факт, что, несмотря на рост строительных мощностей, СССР в 1984 г. построил столько же квартир, сколько в 1960 г.?
Сказывались застойные явления в экономике. Удельный вес капиталовложений уменьшился на 2,6%. Не оставалось средств на постройку новых квартир.

3. Прокомментируйте изменение структуры экспорта из СССР. Чем это можно объяснить?
Большая доля экспорта приходилась на сырье, доля экспорта машин и оборудования уменьшился, так как прогресса в науке и соответственно в производстве не было.

4. Что обусловило сокращение прироста реальных доходов населения СССР?
Сокращение прироста доходов обусловлено снижением цен на нефть, ростом населения и падением темпов сельскохозяйственного производства.

5. Чем можно объяснить приведенные данные о доле фонда заработной платы в национальном доходе СССР и других стран? Как они согласуются с заявлениями Хрущева о построении к 1980 г. коммунизма в СССР и шестикратном превышении промышленного производства по сравнению с США?
Доля фонда была низкой по сравнению с другими странами, что противоречило заявлениям Хрущева. Был общий спад экномики - цены на нефть упали, низкие показатели в промышленном и сельском хозяйстве.

Задание 6. Заполните пропуски.

1. Из «брежневских» пятилеток наиболее удачной была восьмая (1966–1970), так как именно в это время объем промышленного производства вырос в полтора раза. Было построено около 1900 крупных предприятий, объем сельского хозяйства вырос на 21%, доходы населения выросли в 1.5 раза.

2. Крупнейшими новостройками 8-й пятилетки были Волжский автозавод в Тольятти; Братская, Красноярская и Саратовская гидроэлектростанции, Приднепровская ГРЭС; Западно-Сибирский металлургический комбинат и Карагандинский металлургический комбинат;

3. Крупнейшими новостройками 9-й пятилетки были Оренбургский газоперерабатывающий завод; Капчагайская ГЭС и Ермаковская ГРЭС.

4. Крупнейшими новостройками 10-й пятилетки были Усть-Илимская ГЭС, Камский автозавод.

5. Главными причинами замедления темпов экономического роста СССР в 1970-е гг. были снижение удельного веса трудоспособного населения, истощение традиционной сырьевой базы и резкое удорожание добычи полезных ископаемых, износ и моральное старение оборудования, рост военных расходов и т. д. Однако главное заключалось в другом: модель экономики, отвергавшая все новое, исчерпала свои возможности.