Задание № 1. Прочитайте приведенные документы и ответьте на поставленные вопросы.

1. Что общего в экономической стратегии, предложенной Г. М. Маленковым и Н. С. Хрущевым в 1953 г.?
2. В чем, на ваш взгляд, заключается принципиальная разница в подходах к развитию промышленного производства, предложенных Г. М. Маленковым и Н. С. Хрущевым?
3. В чем вы видите принципиальную разницу в подходах этих политиков к развитию сельского хозяйства?
4. Есть ли разница в отношении Г. М. Маленкова и Н. С. Хрущева к личному подсобному хозяйству крестьян?
5. За счет каких источников Н. С. Хрущев предполагал обеспечить крупные капиталовложения в сельское хозяйство, погасить долги колхозов государству и сохранить и даже снизить розничные цены на сельскохозяйственную продукцию? Реалистичны ли были эти проекты, если учесть ситуацию в продовольственном снабжении начала 60-х гг.? Почему?

1. Общее в стратегии то, что оба считали, что нужно развивать сельское хозяйства, больше заинтересовав колхозы и совхозы в росте урожайности сельхоз. культур и животноводства
2. Принципиальная разница заключается в том, что Маленков хотел развивать легкую промышленность, а Хрущев считал, что нельзя противопоставлять легкую промышленность тяжелой.
3. Программа Маленкова ориентировала на повышение урожайности, программа Хрущева – на расширение посевных площадей. Первый путь называют интенсивным, второй – экстенсивным.
4. Маленков положительно относился к личному подсобному хозяйству крестьян и предполагал, что значительно снизить нормы обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников. А Хрущев с 1959 г. считал, что «личное подсобное хозяйство будет постепенно утрачивать свое значение», так как колхозникам выгоднее получать продукты из колхоза.
5. Обеспечить подъем сельского хозяйства Хрущев предполагал путем значительного повышения государственных закупочных цен на колхозную продукцию и быстрого расширения посевных площадей. Он выдвинул идею освоения целинных и залежных земель.
Поначалу это приносило успехи: за 1953–1958 гг. прирост сельскохозяйственной продукции составил 34% по сравнению с предыдущим пятилетием. Но потом ситуация усугубилась.
Решить обострение продовольственной проблемы с помощью «кукурузной эпопеи» успеха тоже не принесли. С 1955 по 1962 г. площади под кукурузу были увеличены вдвое, иногда за счет сокращения посевов пшеницы и ржи. Это не привело к успеху: снизился сбор зерновых. Ситуация усугубилась кризисом в освоении целинных земель в 1962–1963 гг., связанным не только с погодными условиями, но и с непродуманной системой землепользования, приведшей к эрозии почв.
Кризис сельского хозяйства привел к первым за долгие годы массовым закупкам зерна за границей. Таким образом план развития по сельскому хозяйству был провален.


Задание № 2. Проанализируйте приведенные данные и ответьте на вопросы.

1. Чем вы можете объяснить приоритетное развитие кукурузы в эти годы?
2. Какие последствия для развития сельского хозяйства имела «кукурузная кампания»?

1. Обострение продовольственной проблемы Хрущев попытался решить с помощью засева кукурузы. Кукуруза массово засеивалась в США, и Хрущев решил использовать этот вариант.
2. Произошло общее снижение сбора зерновых. Ситуация усугубилась кризисом в освоении целинных земель в 1962–1963 гг., связанным не только с погодными условиями, но и с непродуманной системой землепользования, приведшей к эрозии почв. Кризис сельского хозяйства привел к первым за долгие годы массовым закупкам зерна за границей, ставшим позже постоянными и еще более значительными.


Задание № 3. Прочитайте документы и ответьте на вопросы.

1. Чем вы можете объяснить необходимость освоения целинных и залежных земель?
2. Существовали ли иные пути решения проблемы обеспечения страны зерном?
3. В чем вы видите причины колоссальных издержек в освоении целины?
4. Согласны ли вы с утверждением целинника о том, что «иной подход был в то время невозможен»? Почему?

1. Таким образом Хрущев пытался обеспечить подъем сельского хозяйства и расширить посевные площади, для того чтобы обеспечить страну сельхоз. продукцией.
2. Да, программа Маленкова на повышение урожайности "интенсивным" путем развития.
3. Приходила в негодность техника, стянутая на целину со всей страны. Гигантские площади посева, мало людей, не обеспечили места для хранения зерна, не продумали систему использования земли.
4. В принципе иной путь развития возможен был, но правительства гналось за увеличением объема в кратчайшие сроки, поэтому не продумало все до конца.


Задание № 4. Проанализируйте приведенные данные и документы, ответьте на вопросы.

1. Проанализируйте данные первого графика. Что они показывают?
2. О чем свидетельствуют факты, приведенные во втором графике?
3. В чем вы видите объективные и субъективные причины падения темпов роста промышленности и сельского хозяйства в начале 60-х гг.?
4. Из чего исходило руководство КПСС, представляя Программу построения коммунизма в СССР к 1980 г.?
5. Как вы относитесь к прогнозам западных средств массовой информации о невозможности выполнения Программы КПСС? На чем были основаны их прогнозы угасания темпов экономического роста в СССР?

1. Темпы роста промышленного производства в СССР в период с 1951 по 1965 г. падали с 85% до 51%.
2. Аналогично промышленному сельскохозяйственное производство также снизило темпы с 20,5% до 11%.
3. Неправильный подход к решению проблем, мешавших развитию производства. Переход экономики в новый режим, послевоенное время.
4. В стране налаживалось развитие материально-технической базы коммунизма, рост промышленности, удовлетворение потребностей населения.
5. Прогнозы западных средств массовой информации были не субъективны и основывались с учетом собственных выводов об этапе Холодной войны и послевоенном спаде в экономике СССР.


Задание № 5. Прочитайте документы и ответьте на вопросы.

1. Как вы считаете, какие из приведенных положений были внесены в проект Конституции 1962—1964 гг. впервые (в сравнении с предыдущими конституциями страны)?
2. Как вы можете прокомментировать отношения собственности, зафиксированные в проекте Основного закона страны?
3. Как вы понимаете, что такое «потребительский характер» личной собственности граждан при социализме?
4. Можете ли вы назвать какие-либо природные и экономические объекты, не зафиксированные в Конституции как относящиеся к государственной собственности?
5. Какова была эффективность существовавшей в СССР экономической системы?
6. Что нужно было сделать, на ваш взгляд, для повышения эффективности советской экономической системы?

1. То, что граждане имели право на собственность. И вообще, что уже стали говорить, что граждане могут иметь личную собственность - это тоже впервые. На право наследования личной собственности также.
2. Средства производства - это государственная собственность, а личная собственность имеет потребительское значение..
3. Нет права распоряжаться собственностью, Не допускается использование личной собственности для извлечения нетрудовых доходов.
4. Исследовательские космические корабли, спутники.
5. Самая эффективная экономика мира на тот момент.
6. Улучшить сельское хозяйство, повысить урожайность качественным путем.


Задание № 6. Приведите в соответствие данные таблицы.

Задания к § 40 «Экономика СССР в 1953-1964 гг.»