Юдовская: Задания 1 - 6



Задание 1. Найдите положения, составляющие самурайский кодекс чести «бусидо».

а) Заниматься только военным делом;
б) вести трезвый образ жизни и подавать всем пример;
в) гулять во время цветения вишни, кататься на лодке;
г) участвовать в азартных играх;
д) быть бесстрашным в бою и презирать смерть;
е) быть преданным феодалу, у которого служишь;
ж) быть бережливым;
з) стремиться помогать людям в несчастьях;
и) быть преданным императору.

Задание 2. Вспомните особые черты общественного устройства стран Востока в XVI—XVIII вв., которые позволяют сделать вывод о существовании в них традиционного общества.

а) монархическая форма правления,
б) жесткая сословно-кастовая иерархия,
в) существование социальных общностей (например, сельская община),
г) значительное влияние религии, традиций и обычаев на жизнь общества,
д) аграрный уклад экономики,
е) господство натурального хозяйства.


Задание 3. Разместите на ступеньках лестницы известные вам сословия японского общества, в соответствии с существовавшей иерархией. Объясните, почему вы выполнили задание именно таким образом.

Юдовская: Задания 1 - 6


Высшую ступень занимали самураи, следующую — крестьяне, т.к. от них зависело пропитание самураев. Ремесленники занимались «обычным» трудом и занимали третью ступень. Купцы считались «паразитами», которые ничего не производили.

Задание 4. Собрались как-то богатые японские купцы в городе Эдо и заговорили о том, что нет у них своего кодекса, который установил бы для них правила поведения. Сказал один купец: «У самураев есть кодекс чести «бусидо», образ жизни крестьян зависит от самураев, а мы, купцы, можем сами установить для себя правила». Второй купец сказал: «Купцы, в отличие от самураев, не имеют жалованья и содержат семью на деньги, полученные от торговли. Так продолжается из поколения в поколение». А третий купец добавил: «Поэтому нам приходится быть скромными в одежде, еде, убранстве дома и откладывать сбережения на черный день: на случай болезни, пожара или землетрясения. А так как на жизнь мы получаем от своих клиентов, то нужно браться за любые самые маленькие сделки. Купцы не должны проявлять неучтивость даже к служанкам и детям». И все вместе приняли решение: написать правила поведения для купцов, да такие, чтобы помогали они зарабатывать деньги.

Поразмышляйте, какими должны были быть эти правила.
Преданность семейному делу, трудолюбие, ранний подъем, сверхурочная работа, добросовестность в работе, внимание к клиентам, бережливость, скромность, хорошее здоровье.

Задание 5.
Прочитайте приведенные ниже рассказы из жизни представителей китайского общества. Найдите факты, подтверждающие, что общество было традиционным, и подчеркните их красным цветом. Факты, свидетельствующие о разложении традиционного общества, подчеркните зеленым цветом.
В начале XVII в, министр императорского правительства Чжань Хань писал, что его предок Чжань И-ань занимался винной торговлей. Но однажды случилось наводнение, и все заготовленное вино прокисло. Поэтому он оставил виноторговлю и, раздобыв слиток серебра, купил один ткацкий станок и ткал на нем тончайшие цветные полотна. Он не успевал снять ткань со станка, как уже не было отбоя от покупателей. В итоге он получал 20% прибыли. Через 20 дней он добавил еще один станок, а впоследствии имел их более 20. В лавки купцов поступало большое количество его тканей, и все же спрос не был удовлетворен. С тех пор его семья сильно разбогатела. Четыре поколения семьи Чжан И-аня продолжали дело, и каждый из них увеличивал богатство, которое в конце концов достигло нескольких тысяч золотых.
Ли Цзы-чэн родился в 1606 г. в Минчжи. Отец его Ли Шоу-чжун происходил из крестьян-собственников, но под конец разорился, выполняя повинности деревенского стражника. Ли Цзы-чэн в детстве учился всего несколько лет, а затем пас овец, принадлежавших помещику Ай. Он изучал фехтование и кулачный бой, потом служил курьером. Его семья, хотя и разорилась, все-таки не могла освободиться от несения тяжелой повинности деревенского стражника. Это был период массового бегства крестьян из провинции Шэньси. Из каждых десяти дворов оставалось только один-два. Однако общая сумма налогов сохранялась прежней и раскладывалась на оставшихся крестьян. В случае неурожая крестьяне не в состоянии были выплатить налоги, даже продав все свое имущество. Все недоимки по налогам должен был возместить начальник деревенских стражников. Таким образом, задолженность Ли Цзы-чэна росла. За это его часто пороли и сажали в колодки. Доведенный до отчаяния, он совершил убийство и бежал в Ганьсу, где стал солдатом.








Задание 6. Прочитайте высказывания Конфуция.

Как вы думаете, почему его учение нашло много последователей не только в Китае, но и в других странах? Поразмышляйте, какие из приведенных ниже суждений актуальны и сегодня, какими из них вы руководствуетесь в своей жизни.

1. Набирая учеников, Конфуций руководствовался принципом «В стремлении к знаниям не должно быть имущественных различий».
2. Когда ученики спросили Конфуция о его желании, он ответил: «Старые должны жить в покое, друзья должны быть правдивыми, младшие должны проявлять заботу о старших».
3. Конфуций говорил: «Когда отец жив — следуй его стремлениям; когда отец скончался — следуй его поступкам; если в течение трех лет не изменять Пути отца, то про такого человека можно сказать, что он исполнил долг сыновней почтительности».
4. Конфуций сказал: «Благородный муж, совершив проступок, исправляет его делами, низкий человек, совершив проступок, заглаживает его словами».
5. Конфуция спросили: «Когда население столь многочисленно, то как быть с ним?» Учитель ответил: «Сначала обогатить, потом воспитывать».
6. Конфуций говорил: «Высший — тот, кто знает от рождения; следующий — тот, кто познает в учении; следующий далее — учится, когда испытывает крайность; те же, кто в крайности не учатся, — люди низшие».
7. «Что называется долгом человека?» — спрашивал Конфуций. И сам отвечал: «Отец должен проявлять родительские чувства, а сын — почтительность, старший брат — доброту, а младший — дружелюбие, муж — справедливость, а младшие — покорность, государь — человеколюбие, а подданные — преданность. Эти качества и именуются человеческим долгом. Проповедь верности и миролюбия именуется человеческой пользой. Борьба и взаимные убийства именуются людскими бедствиями...»
8. Правитель одной из областей Китая спросил Конфуция: «Что нужно предпринять, чтобы народ подчинялся?» Конфуций ответил: «Если возвышать прямых и ставить их над кривыми, то народ сам подчинится. Если возвышать кривых и ставить их над прямыми, то народ не подчинится».
9. Конфуция спросили: «Какой человек может быть назван сановником?» Учитель ответил: «Того, кто может чувствовать стыд за свои поступки и, будучи направленным в другие страны, не подведет своего государя, можно называть сановником».
10. Конфуций сказал о себе: «Я приобрел знания отнюдь не от рождения. Лишь благодаря любви к древности и настойчивости в учебе я получил их».

Учение имеет множество последователей в разных странах потому, что являет собой мудрость человеческой цивилизации, пример идеального построения общества и отношений. Все приведенные выше высказывания актуальны и в наши дни, в частности, пункты 1,4,5,8,9 — для российских чиновников различного уровня. Лично я стараюсь следовать пунктам... (укажите самостоятельно).