Вопросы в тексте параграфа:
1.Изменились ли основы мировоззрения и традиции повседневной жизни русского человека в XVII в.?
Несмотря на то, что в обществе происходили существенные изменения, основы мировоззрения и традиции русского населения не изменились.

2.Как вы думаете, почему придворный театр для избранных не смог прижиться в России?

Первый театральный опыт в России не удался, поскольку был далек от реальной жизни. Сразу после кончины Алексея Михайловича в 1676 г. придворный театр был закрыт.

Вопросы и задания к тексту материала:

1.Как был устроен быт российских царей в XVII в? Сравните устройство дворцов российских государей и западноевропейских правителей этого периода.

Царь был главой общины, выразителем правды и справедливости. Святой обязанностью царя было молиться за Русь и совершать паломничество по монастырям. Алексей Михайлович стоял на всенощных по шесть часов и отбивал по тысяче поклонов. При его дворе жили юродивые, калеки и нищие. Перед Пасхой Алексей Михайлович обходил тюрьмы, разговаривал с арестантами, миловал тех, кто искренне раскаялся, платил за тех, кто попал в тюрьму за долги.
Царский двор стал многолюдным. День и ночь в царских покоях, конюшнях, подсобных помещениях суетились сотни людей – как обслуживающих двор, так и искавших царских милостей. Одна лишь охрана царя обеспечивалась двумя тысячами дворян и стрельцов. Несколько десятков ближайших лиц – спальников – одевали царя после сна, стольники участвовали в его трапезе, казначеи и ключники отвечали за сохранность личных вещей государя. Конюшие, псари и сокольничьи готовили для царской охоты лошадей, собак и соколов. Каретники следили за исправностью царских экипажей.
Дворцы, в которых жили первые Романовы, отличались бОльшим великолепием в сравнении с дворцами прошлых периодов. Кроме царской резиденции в Кремле, появились летние дворцы в Измайлове и Коломенском. Самым большим дворцом был Теремной в Кремле. Каменные постройки, в которых жил государь, покрывались внутренними росписями, утеплялись деревянными полами, покрыты войлоком и коврами.
В окна вставлялись слюдяные пластины, стекло было большой редкостью. Если в первой половине XVII столетия главным украшением дворцовых помещений были выложенные разноцветными изразцами печи, то во второй его половине, по мере усиления западного влияния на Росси., появились голландские и немецкие картины, гравюры, венецианские зеркала, напольные часы.
Дворцы русских царей немного уступали в роскоши дворцам европейских правителей. Дворцы монархов в Европе украшались картинами, изящной мебелью, изысканной посудой. Пространство дворцов было обширнее, а вокруг здания облагораживали садами и парками.

2.Каким было жилье знатных людей в России в XVII в.? Как в домах знати обеспечивалось тепло в российском климате?
По своему укладу дворы бояр и богатых дворян представляли собой подобие царского двора, только в миниатюре. Это был целый комплекс деревянных строений – изб, подклетей, сеней, чердаков и крылечек. Все они соединялись между собой переходами. В богатых домах в окна были вставлены слюдяные пластины. Наличники, балконы, крыльцо были отделаны богатыми резными украшениями. Дома раскрашивали в разные цвета.
Более разнообразным стало и внутреннее убранство боярских и дворянских домов. В центре всегда оставалась печь, богато украшенная изразцами и росписями, а порой и узорами из камня.
Традиционные предметы мебели богато украшались росписями, резьбой. Обязательными предметами быта стали многочисленные ковры, привезенные из Персии, Османской империи, Крымского ханства.
Поддерживать тепло в российском климате помогали печи, богато украшенные изразцами и росписями.

3.Какие предметы, привозимые из-за границы, вошли в обиход русской знати в XVII в.?
В XVII в. возникла мода на стеклянную посуду, привозившуюся из-за границы. Также дома украшались персидскими и турецкими коврами.
Как и в царском дворце, в домах бояр и дворян появилась мода на зеркала и часы, привозившиеся из-за границы. Дома просвещенных государственных деятелей украшали также картины, географические карты. Стали создаваться и первые частные библиотеки.

4.Каким был быт простых людей в XVII в.? Что входило в их рацион?
Быт жителей городов был довольно скромным. Дома горожан стали разделять на «избы белые» и «горницы белые», в которых в отличие от «изб черных» дым из печи стал выводиться через трубу, а не через отверстия в крыше. Скромной была и домашняя обстановка, и утварь посадских домов. Лавки, столы и сундуки составляли главное убранство. Шкафов тогда еще не было: одежду и посуду хранили в сундуках, большинство которых было обито железом.
В домах богатого посадского населения обязательно были иконы, украшенные серебряными окладами, самоцветными камнями, речным жемчугом.
Особенностью XVII в. стало сооружение зажиточными посадскими людьми каменных домов и вспомогательных построек.
Семьи обычных людей жили в более скромных деревянных домах, и их быт мало отличался от крестьянского.
Основой питания были зерновые культуры – рожь, пшеница, овес, просо. Из ржаной и пшеничной муки пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисели, пиво и квас. В пищу употреблялось много овощей – капусты, моркови, свеклы, редьки, огурцов, репы. По праздникам в небольших количествах готовились мясные блюда. Более частым продуктом на столе была рыба.
У зажиточных жителей имелись плодовые деревья – яблони, сливы, вишни, груши. В северных районах страны крестьяне собирали клюкву, бруснику, чернику, в центральных районах – землянику. Также использовали в пищу грибы и лесные орехи.

5.Чем быт посадских людей отличался от крестьянского?
Быт посадских людей отличался от крестьянского в следующих аспектах:
•У горожан во дворе располагалось несколько различных строений
•Дома горожан топились как по-белому, так и по-черному (дым мог выходить как через трубу, так и через отверстия в крыше)
•В домах богатого населения были богато украшенные иконы
•Зажиточные горожане строили каменные дома и вспомогательные постройки
•В свою очередь, обстановка крестьянской избы была довольно скудной и состояла из простых столов и лавок, закрепленных вдоль стен

6.Какие ограничения накладывала церковь на поведение и традиции людей в этот период?
Жизнь русских строилась на идеалах православия. Иностранцы отмечали набожность русских людей. Церкви имелись не только в каждом городе, но и во многих сельских поселениях. Самым главным и почетным местом в русской избе был красный угол, где на специальной полочке в определенном порядке устанавливались иконы. Он располагался таким образом, чтобы при входе в избу человек в первую очередь обращал внимание на икону. Просыпаясь, русский человек сразу же крестился. После умывания приступали к утренней молитве. Благословясь, начинали любую трапезу. Если день был праздничный – шли на церковь к заутрене.
Благочестие требовало приходить в церковь со звоном колоколов, до начала богослужения. Обязательна была и вечерняя молитва, после которой рекомендовалось не пить, не есть, не разговаривать. Перед сном следовало совершить три земных поклона, а в полночь встать и снова помолиться.
Церковные обряды – крещение, венчание, погребение – были важнейшими моментами в жизни каждого человека. Но на все церковные службы, вероятно, ходили немногие. Крестьянам в страду было просто некогда посещать церковь. Горожане посещали храм не реже раза в неделю.
Наряду с молитвой важнейшее место в жизни людей занимал пост, в особенности Великий (самый длительный, самый строгий, перед Пасхой). Есть во время него рекомендовалось только один раз в день, а по субботам и воскресеньям можно было два раза принимать пищу. По понедельникам, средам, пятница всем мирянам можно было есть холодную постную пищу, в остальные дни – горячую. Помимо воздержания в пище, Великий пост сопровождался усиленными молитвами и покаянием. Также нужно было обязательно причаститься и исповедаться.
С размахом отмечались праздники, особенно церковные. Они начинались колокольным звоном и торжественным богослужением во всех церквах. В праздники запрещалось работать и было в обычае приглашать гостей.
Праздничными символами крестьянской жизни были Пасха и Троица. Обычно все село собиралось на братчину: возле церкви ставили столы, выносили иконы и после совместной молитвы приступали к пиршеству.

7.Какие события играли особо важную роль в повседневной жизни всех сословий Российского государства в XVII в.? Докажите свою точку зрения, используя цитаты из текста материала.
Церковные праздники и обряды (например, венчание) играли важную роль для представителей всех сословий Российского государства.
Для подтверждения этих слов можно привести следующие цитаты: «Церковные обряды – крещение, венчание, погребение – были важнейшими моментами в жизни важнейшими моментами в жизни каждого русского человека. «Вступать в брак можно было не более трех раз. Но при этом даже второй брак считался большим грехом, за который налагалось церковное наказание».

Изучаем документ:

1.По тексту отрывка определите те изменения, которые произошли в быту и обычаях знати в XVII в.

Автором описаны следующие изменения: знатные люди употребляли иностранные напитки, например, шампанское и французские вина. Кроме того, зажиточные горожане обращались к немецким врачам в том случае, если они заболевали.

2.Какие привычки из описанных автором были присущи представителям всех сословий российского общества?
Представители всех сословий любили поспать после обеда.

3.Назовите особенности русских людей (внешний вид, привычки, питание и т.п.), которые отмечает автор.
Русские мужчины великорослые, плотные и крепкие люди, кожей и цветом похожи на остальных европейцев. Они придают большое значение длинным, окладистым бородам и толстым брюхам, и потому обладающие ими пользуются большим почетом от других.
Женщины в России среднего роста, вообще стройны, нежны лицом и сложением, но в городах все румянятся. Брови и ресницы они также подкрашивают черной, а иногда коричневой краской.
Русские не привыкли к изысканным блюдам: ежедневная пища состоит из каши, репы, капусты, огурцов, а в Москве из рыбы.
Люди способны к разным ремеслам, легко перенимают все, что увидят у немцев. Русские имеют обыкновение отдыхать и спать в полдень, после обеда.