Юдовская: Вопросы для повторения курса



Задание 1. Заполните синхронистическую таблицу «Основные события мировой истории XVI—XVIII вв.».

Юдовская: Вопросы для повторения курса


Задание 2. Как вы думаете, почему история XVI—XVIII вв. называется историей Нового времени?

История XVI–XVIII вв. характеризуется разрушением старого традиционного общества и зарождением новых общественно-социальных и экономических отношений, что и нашло отражение в названии периода.

Задание 3. Какие достижения европейского общества приобрели значение общечеловеческих ценностей?

Свобода и равноправие всех людей, прирожденные права человека на жизнь, свободу, собственность, взгляды и др, суверенитет народа, гуманизм.

Задание 4. Заполните таблицу «Основные черты традиционного общества и общества доиндустриального».

Юдовская: Вопросы для повторения курса


Задание 5. Прочитайте высказывания политических деятелей, выражающие их представления о системе политической власти. Назовите авторов данных суждений. Определите, сторонниками какой формы правления они являются.

«Вы думали, господа, что государство — это вы? Государство — это я».
Людовик XIV. Абсолютизм.

«Только в одной моей особе пребывает королевская власть. Весь общественный порядок во всем его объеме исходит от меня, интересы и права нации — все здесь, в моей руке».
Людовик XV. Абсолютизм.

«Государь — отец и мать народа. Всякий, служащий государю, знатный или незнатный, богатый или бедный, ни при каких обстоятельствах своей жизни не должен восставать против государя».
Конфуций. Монархия.

«В моем лице Бог ниспослал вам благословение. Я — муж, а весь остров — моя законная жена. Я — глава, а остров — мое тело. Я — пастырь, а остров — мое стадо».
Яков I Стюарт. Абсолютизм.

«Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество государства».
Кардинал Ришелье. Абсолютизм.

Задание 6. Прочитайте суждения, раскрывающие отношение исторических деятелей к религии. Кому они принадлежат? Определите характер отношения к религии этих людей (религиозный фанатизм; использование религии в политических целях; религиозная терпимость; искренняя вера, предполагающая в то же время активную деятельность человека).

«Я предпочту совсем не иметь подданных, чем иметь таковыми еретиков».
Филипп II Испанский. Религиозный фанатизм.

«Париж стоит мессы».
Генрих Наваррский. Использование религии в политических целях.

«И гугеноты, и католики были в моих глазах одинаково французами».
Кардинал Ришелье. Религиозная терпимость.

«На Бога надейся, но порох всегда держи сухим».
Оливер Кромвель. Искренняя вера, предполагающая в то же время активную деятельность человека.

«Как богатым удержать имущество в своих руках, если чернь потеряет веру в Бога? Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать».
Вольтер. Использование религии в политических целях.

«Необходимо, чтобы вера в Бога была настолько велика, чтобы человек, не колеблясь, пустился в море на доске, если у него нет корабля».
Игнатий Лойола. Религиозный фанатизм.

Задание 7. Прочитайте суждения, характеризующие взгляды исторических деятелей на лучшие, с их точки зрения, методы управления государством. Кому принадлежат эти суждения? Каковы политические взгляды этих людей?

«Самое большое счастье для людей, когда государь — философ».
Вольтер. Сторонник просвещенной монархии.

«Если вы хотите придать государству прочность, то сблизьте крайние ступени насколько это возможно; не допускайте ни богачей, ни нищих».
Жан-Жак Руссо. Сторонник демократической республики мелких собственников.

«Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей».
Адам Смит. Сторонник свободной торговли и конкуренции.

Задание 8. Выберите правильный ответ.

8.1. Реформация — это:
а) движение за переустройство церкви;
б) политика проведения светских реформ в обществе.

8.2. Абсолютизм — это:
а) полная уверенность в правильности принятых решений;
б) форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу.

8.3. Меркантилизм — это:
а) экономическое учение и экономическая политика, считающая, что основную форму богатства составляют ценные металлы и что от их обилия зависит процветание государства;
б) учение, считающее, что богатство государства зависит от величины его территории и населения.

8.4. Новое дворянство — это:
а) дворяне, приобретающие дворянские титулы за деньги;
б) дворяне, применявшие в хозяйстве наемный труд и превратившиеся в предпринимателей-капиталистов.

8.5. Капитализм — это:
а) общество, основанное на частной собственности и рыночном хозяйстве;
б) общество, где активно действуют биржи и банки.

8.6. «Спасение верой» — это:
а) название учения Мартина Лютера;
б) приведение в исполнение приговора инквизиции — сожжение еретиков.

8.7. Политический или военный союз государств для совместных действий — это:
а) резиденция;
б) коалиция;
в) юрисдикция.








8.8. Религиозное учение, не признающее монашества:
а) католицизм;
б) протестантизм;
в) православие.

8.9. Произведение, описывающее справедливое, но несбыточное общество:
а) фантастика;
б) утопия;
в) пастораль.

8.10. Иконоборческое движение в Нидерландах — это:
а) протестантское движение за уничтожение в храмах икон и других предметов культа;
б) народное движение против монастырей с целью захвата монастырских земель.

8.11. Первая европейская страна, где была достигнута свобода вероисповедания:
а) Испания;
б) Англия;
в) Франция;
г) Голландия.

8.12. «Жить бедным, чтобы умереть богатым» — идеал:
а) католиков;
б) протестантов;
в) православных.

8.13. В XVI в. Западная Европа оказалась расколотой по религиозному признаку на:
а) католиков и православных;
б) католиков и протестантов;
в) католиков и мусульман.

8.14. Первая общеевропейская война — это:
а) Война за испанское наследство;
б) Тридцатилетняя война;
в) Семилетняя война.

8.15. Убеждение в том, что большую роль в развитии общества играет конкуренция, высказывал:
а) Вольтер;
б) А. Смит;
в) Т. Мор;
г) Ш. Монтескье.

8.16. Учение о естественных прирожденных правах человека разработал:
а) Ф. Бэкон;
б) У. Гарвей;
в) Дж. Локк;
г) Р. Декарт.

8.17. Учение о разделении властей разработал:
а) Ф. Бэкон;
б) И. Ньютон;
в) Дж. Локк;
г) Р. Декарт.

8.18. Литературный герой, который, как и его создатель, «вышучивал глупцов, не робел перед злыми, смеялся своей нищете», но никогда не продавал своего человеческого достоинства:
а) Гулливер;
б) Фигаро;
в) Робинзон;
г) Фауст.

8.19. «Певец третьего сословия» в живописи:
а) Ф. Буше;
б) У. Хогарт;
в) А. Ватто (см. примечание).
Примечание. «Певцом третьего сословия» называли Шардена, но из указанных выше трех художников под определение подходит, скорее, Ватто.

8.20. Один из руководителей движения разрушителей машин в Англии:
а) Р. Аркрайт;
б) А. Дарби;
в) Н. Лудд;
г) Д. Уилкинсон.

8.21. Произведениям какого художника XVIII столетия Дени Дидро дал такую характеристику: «Какие краски! Какое разнообразие! Какое богатство предметов и мыслей! У этого человека есть все, за исключением истины... Что за свалка разнородных предметов! Чувствуешь всю ее бессмысленность, и при всем том нельзя оторваться от картины. Она вас притягивает, и невольно возвращаешься к ней»?
а) Ж. Л. Давид;
б) А. Ватто;
в) Ж. Б. С. Шарден;
г) Ф. Буше;
д) У. Хогарт.

8.22. Какое литературное произведение эпохи Просвещения Наполеон назвал «революцией в действии»?
а) «Приключения Робинзона Крузо»;
б) «Женитьба Фигаро»;
в) « Разбойники»;
г) « Фауст».

8.23. Для того чтобы к просветительским идеям, воплощенным в произведениях искусства, получили доступ широкие слои населения, к технике гравюры обратился:
а) В. А. Моцарт;
б) Дж. Свифт;
в) Ж. Л. Давид;
г) У. Хогарт;
д) Бомарше.

Задание 9. Согласны ли вы со следующими утверждениями?

9.1. Война за независимость в английских колониях в Северной Америке была национально-освободительной (да; нет).
9.2. В своей стране Великая французская революция уничтожила старый порядок (да; нет).
9.3. Процесс обмирщения сознания заключался в том, что человек стал думать не только о божественном, но и о земной, мирской жизни (да; нет).
9.4. Процесс обмирщения сознания заключался в том, что люди стали стремиться решать конфликтные вопросы не путем войн, а путем мирных переговоров (да; нет).
9.5. Аугсбургский религиозный мир закрепил политическую раздробленность Германии, что надолго затормозило процесс создания единого национального государства (да; нет).
9.6. По условиям Аугсбургского религиозного мира католичество и протестантство признавались равноправными (да; нет).
9.7. По условиям Аугсбургского религиозного мира право определять религию подданных предоставлялось только князьям (да; нет).
9.8. По условиям Аугсбургского религиозного мира каждый житель Германии получил право самостоятельно выбирать религию (да; нет).
9.9. Протекторат Кромвеля способствовал установлению в Англии классового мира, прекращению крестьянских волнений и выступлений роялистов (да; нет).

Задание 10. Верны ли следующие суждения?

10.1. Единый мировой рынок стал складываться благодаря: а) овладению европейцами более достоверными знаниями; б) Великим географическим открытиям и освоению Мирового океана.
Верно а; верно б; верны оба суждения; оба суждения неверны.

10.2. Об успехах рыночного хозяйства в европейских странах в XVI—XVII вв. свидетельствовало: а) развитие внутренней и международной торговли; б) ограничение производства товаров цеховыми уставами.
Верно а; верно б; верны оба суждения; оба суждения неверны.

10.3. О развитии капитализма во Франции свидетельствуют: а) развитие абсолютизма; б) развитие мануфактурного производства.
Верно а; верно б; верны оба суждения; оба суждения неверны.

10.4. Кальвинизм: а) отвечал идеалам горожан и предпринимателей эпохи зарождения капиталистического хозяйства; б) отвечал интересам крупного дворянства в эпоху разложения традиционного общества.
Верно а; верно б; верны оба суждения; оба суждения неверны.

10.5. В результате «Славной революции» в Англии парламент вручил Вильгельму III Билль о правах, в котором: а) законодательная власть закреплялась в руках парламента; б) законодательная власть закреплялась в руках короля.
Верно а; верно б; верны оба суждения; оба суждения неверны.

10.6. Английские революции XVII в. и установление парламентской монархии: а) углубили кризис традиционного общества; б) ускорили развитие доиндустриального общества.
Верно а; верно б; верны оба суждения; оба суждения неверны.

10.7. В результате войн на европейском континенте в XVIII в. складываются враждебные по отношению друг к другу военно-политические союзы, что: а) в какой-то мере предотвращает вспышки новых войн; б) способствует развязыванию длительных войн.
Верно а; верно б; верны оба суждения; оба суждения неверны.

10.8. В последней четверти XVIII в. в Англии произошла аграрная революция, что означало: а) наделение безземельных арендаторов участками земли; б) окончательное торжество фермерского хозяйства над традиционным крестьянским хозяйством и исчезновение крестьян — мелких собственников.
Верно а; верно б; верны оба суждения; оба суждения неверны.

10.9. В «Декларации независимости» провозглашался принцип народного суверенитета, что означало: а) власть должна исходить от народа; б) право народа на свержение власти, нарушающей его права.
Верно а; верно б; верны оба суждения; оба суждения неверны.