Задание № 1. Начните заполнять контурную карту «Образование Франкского королевства. Завоевания Карла Великого».

1. Найдите на карте и подпишите реки Эльбу, Рейн, Сену, Луару, Рону.
2. Закрасьте разными цветами: а) область расселения франков к концу V века; б) территории, завоеванные франками в конце V— начале VI века.
3. Обведите границы государства франков при Хлодвиге.
4. Раскрасьте разными цветами: а) территории, завоеванные франками в VI—VIII веках; б) Папскую область.
5. Найдите на карте и подпишите места и годы битв, упомянутых в тексте параграфа.
6. Подпишите название германского народа, обосновавшегося в Италии в VI в.
7. Какие города обозначены цифрами?

Задания к § 2 «Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII веках»


1. Париж (Лютеция) 2. Рим

Задание № 2. Рассмотрите рисунки и опишите вооружение франков. По каким признакам можно определить, кто из них вождь?

Задания к § 2 «Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII веках»


Слева изображен простой воин, вооруженный секирой. Щиты были из дерева, обтянутых кожей или обитых металлом. Тело воина защищал «панцирь» из шкур. Шлемы, мечи и панцири из металла (здесь кольчуга) имели только избранные (вожди), что мы видим на воине, изображенном справа. Поверх одет плащ. Помимо этого, воин справа имеет длинные волосы, а воин слева острижен.

Обратите внимание, что у одного из изображенных воинов короткие волосы, а у другого — длинные. Это случайно или что-то означает? В документе рассказывается, как, вероломно захватив одного из вождей франков и его сына, Хлодвиг, связав обоих, остриг им волосы. Почему Хлодвиг так поступил? Предположите, кто, по обычаям франков, мог иметь длинные волосы.

Франки, жившие на границе с римской Галлией, внешне отличались от большинства других германских племен, в том числе тем, что стригли волосы и бороды, оставляя длинные усы. Только члены королевской семьи имели право носить длинные волосы.

Задание № 3. Заполните таблицу «Знаменитые битвы».

Задания к § 2 «Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII веках»


Задание № 4. Заполните таблицу «Организация войска франков при Хлодвиге и при Карле Мартелле».

Задания к § 2 «Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII веках»


Задание № 5. Впишите в рассказ пропущенные слова.

В монастыре.

Ворота со скрипом распахнулись, и мы с моим родителем оказались на монастырском дворе. Три года назад случился неурожай. Семья наша сильно бедствовала. Тогда-то мой отец и пошел на поклон к руководителю монастыря — аббату. Так все мы: и отец с матушкой,и брат с сестрой, и сам я — оказались престарными (зависимыми) людьми монастыря. Мерный звон колокола прервал мои воспоминания. Мимо нас медленно прошествовали обитатели монастыря — монахи. Они возвращались из трапезной, где вкушали пищу. Жили они в крохотных спальнях — кельях. Монахи славились своим благочестием. Неустанно возносили они молитвы Господу, замаливая грехи людей. К монахам можно было обратиться в случае болезни. Они давали приют паломникам, бездомным, нищим. Была в монастыре и особая мастерская для переписки рукописей — скрипторий.
Чтобы выгрузить дрова, мы отправились на хозяйственный двор. Здесь располагались мастерские, мельница, обжиговая печь, кухня, пекарня, пивоварня, сельскохозяйственные постройки и даже кладбище. Монастырь был известен на всю округу. Как-то раз сюда приезжал главный епископ области — архиепископ с большой свитой. В нашей деревне говорили, что он только что вернулся из Рима, где встречался с римским папой. Но в монастырь мы попадаем не так уж часто. Зато каждое воскресенье ходим слушать проповедь, с которой выступает приходской священник нашей церкви. Достойный священнослужитель с главной христианской книгой - Библией - в руках учит нас Божьим заповедям.