Задание 1. Перечислите факторы, которые способствовали развитию культуры в Русских землях во второй половине XIII-XIV в.
Освоение новых территорий, успехи в хозяйственном развитии.

Укажите характерные черты летописей, создававшихся в новых центрах летописания в XIII-XIV в.
Создававшиеся в новых центрах летописи освещали события с позиции той или иной княжеской династии.

Задание 2. Проведите соединительные линии двух цветов: красным цветом отметьте особенности архитектуры Владимиро-Суздальского княжества, синим – Новгородской земли (используйте иллюстрации на с. 60).
§22. Развитие культуры в Русских землях во второй половине XIII-XIV в.


Задание 3. Напишите под фотографиями храмов номера табличек с соответствующими им названиями и номера табличек с кратким рассказом об особенностях храма (используйте Интернет).
§22. Развитие культуры в Русских землях во второй половине XIII-XIV в.

§22. Развитие культуры в Русских землях во второй половине XIII-XIV в.


Задание 4. Заполните таблицу «Устное народное творчество, литература XIII-XIV в.» .
§22. Развитие культуры в Русских землях во второй половине XIII-XIV в.


Задание 5. Найдите в библиотеке или в Интернете изображения объектов культуры XIII-XIV вв. Продолжите заполнение тетради таблицы «Важнейшие памятники русской культуры X – начала XVI в.» (с. 46-47).
§22. Развитие культуры в Русских землях во второй половине XIII-XIV в.


Задание 6. Подготовьте небольшой рассказ о памятниках культуры вашего края XIII-XIV вв., привлекая материал краеведческого музея, библиотеки, Интернет-ресурсов. Напишите план рассказа.

1. Новгородская земля в период раздробленности (общая характеристика)
2. Особенности культуры Новгородской земли в XIII-XIV вв.
3. Памятники архитектуры Новгородской земли XIII-XIV вв.
4. Памятники живописи Новгородской земли XIII-XIV вв.
5. Летописание в Новгородской земле XIII-XIV вв.
6. Литература и устное народное творчество Новгородской земли XIII - XIV вв.

Задания для самоконтроля

1. Подчеркните правильные утверждения.

В 1011г. монголы обрушались на северокитайскую империю Цзынь.
В 1012г. после смерти Чингисхана его сыновья и внуки продолжили завоевание.
В 1241г. они дошли до берегов Черного моря.
В 1221г. монголы захватили столицу Хорезма Углич.

2. Объясните слова.
Ханский ярлык – ханская грамота на управление княжеством.
Дань – натуральный или денежный набор с покоренных народов/стран.
Баскаки – представители монгольского хана в завоеванных землях.
Курултай – съезд монгольской знати.
Стан – лагерь.
Фураж – стан для лошадей, скота.

3. Впишите пропущенные слова.
Некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат собрал небольшую дружину – тысячу семьсот человек, которых Бог сохранил… И погнались вслед безбожного царя.

4. Впишите информацию (кто это).
Александр Невский – знаменитый русский князь и полководец. Великий князь владимирский с 1252г.
Людовик IX Святой – французский король. Руководитель 7-го и 8-го крестовых походов.
Тимур – Великий азиатский завоеватель.
Гедемин – князь Литовского княжества (1316-1341).
Иван Калита – Московский князь (1325-1340). При нем центр русского православия был перенесен в Москву.
Дмитрий Донского – князь Московский и великий князь Владимирский. Одержал победу против Орды в Куликовской битве.
Сергий Радонежский – монах, основатель Троице-Сергиевой Лавры.

5. Напишите тезисы доклада на тему «Почему именно Москва стала центром объединения русских земель».
- Перенос резиденции митрополита в Москву превратило Московское княжество в главный церковный центр Руси.
- Выгодное географическое положение, дававшее приток населения, торговые и политические преимущества
- Мудрая политика первых московских князей.

6. Укажите значение и важнейшие последствия Куликовской битвы.
Победа русских войск в Куликовской битве имела важное значение в борьбе против свержения Ордынского Ига – появилась вера в возможность освобождения Руси от иноземной зависимости. Важным следствием победы в Куликовской битве было дальнейшее усиление Москвы и ее ведущей роли в создании единого Русского государства.