Вопросы в тексте параграфа
1.Какие слои населения участвовали в народных движениях в XVII в.? Каковы были последствия этих движений?
В народных волнениях участвовали донские казаки, крестьяне, посадские жители, стрельцы, и частично служилые дворяне.

2.В чем была суть денежной реформы 1654 г.?
В 1654 году была введена медная копейка.

3.Каков было значение городских восстаний XVII в.?
В результате этих восстаний царское правительство было вынуждено отменить непопулярные приказы.

4.Назовите крупнейшие народные восстания, имевшие место в средневековой Европе.
Англия – восстание Уота Тайлера (XIV в.), буржуазная революция (XVII в.)
Германия – Реформация (XVI в.)
Франция – Жакерия (XIV в.)
Нидерланды – буржуазная революция (XVII в.)

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1.В чем вы видите основные причины народных выступлений в России в XVII в.? Почему этот век вошел в историю России под названием бунташного?

Главными причинами народных выступлений были: закрепощение крестьян и рост их повинностей, усиление налогового гнета, ведение почти непрерывных войн, усиление приказной волокиты, попытки ограничения казачьей вольности.

2.Кто стал участником народных движений? Как вы думаете, почему столь активно стали подниматься на борьбу горожане?
В народных волнениях участвовали крестьяне, казачество, городские низы, стрельцы. Тяжелые условия жизни, в частности, усиление приказной волокиты, закрепощение крестьян, затрагивали все слои населения. Поэтому в бунтах участвовали разные категории населения.

3.Подготовьте рассказ о Соляном и Медном бунтах в Москве. Почему они получили такие названия?
Медный бунт 1662 года – мятеж, вызванный повышением налогов, которые собирались серебром, при этом казенные выплаты производились медными монетами, неумеренным вводом в обращение медных денег с принудительным курсом и, как следствие, ростом цен.
Чтобы пополнить казну, в 1654 году, Алексей Михайлович принял решение о чеканке новых монет, а через год была проведена денежная реформа.
Появление крупной суммы (4 миллиона новых монет) стало причиной тому, что деньги обесценились. В 1660 году одна серебряная монета стоила 1,5 медных, а на следующий год ее стоимость составила 4 медных монеты. Чиновники и торговцы не принимали новые деньги, что привело к росту цен на товары, а крестьяне перестали привозить свои продукты на торг, что послужило причиной голода. Также процветала подделка валюты.
В ходе бунта по году распространялись листовки, которые обвиняли чиновников в сговоре с поляками. Несколько тысяч человек направились к Красной площади, требуя снизить налоги и казнить бояр. Царь убедил их, что разберется в случившемся, однако, вскоре царя еще посетила еще одна толпа, которая требовала выдать виновных бояр. Царь затягивал переговоры, поскольку ждал войска. В результате 10 тысяч стрельцов подавили восстание.
В результате в 1663 году царь был вынужден отменить медные деньги.
Соляной бунт 1664 года стал ответом на введение дополнительной пошлины на соль. В столице вспыхнуло восстание, а когда 1 июня 1684 года царь возвращался в Кремль, толпа москвичей попыталась подать ему жалобу на столичного градоначальника. Его обвинили в приказной волоките, в казнокрадстве, потворстве богатым горожанам и населению белых слобод, во введении высоких цен на хлеб и соль.
Выступление оказалось мощным, царь был вынужден отдать на расправу виновных чиновников. Виновные были высланы из Москвы. Также после завершения бунта был созван Земский собор, а 1649 год стал годом, когда было принято Соборное уложение. Этот документ окончательно закрепил крепостное право. Кроме того, царь отменил высокие налоги.

4.Расскажите об основных этапах восстания Степана Разина. Почему это восстание некоторые историки называют крестьянской войной? Свой ответ аргументируйте.
Первый этап выступления отрядов Разина (1667 – 1669) обычно называют походом «за зипунами». Отряд Разина, блокировав главный водный путь юга России – Волгу, захватывал торговые суда русских и персидских купцов. Восставшие захватиили Яицкий городок, а затем одержали победу над флотом персидского шаха. Разин заявил о походе на Москву.
Весной 1670 года начался второй этап восстания, в ходе которого восставшие захватили Царицын, а затем подошли к Астрахани. Город сдался без боя, повстанцы сформировали на казачьем кругу правительство.
Успех восставших послужил сигналом к переходу на сторону Разина населения поволжских городов: Саратова, Самары, Пензы. Общая численность населения восставших составляла около 200 тыс. человек.
В сентябре 1670 г. восставшие осадили Симбирск, однако не смогли его взять и отошли на Дон. Карательную экспедицию против Разина возглавил князь Барятинский. Опасаясь расправы, зажиточные казаки, выдали Разина властям. После пыток и суда он был казнен в Москве.
Однако, восстание продолжалось. Лишь через год, в ноябре 1671 года царским войскам удалось полностью подавать восстание.
Восстание Разина можно назвать крестьянской войной, поскольку в ней участвовало множество представителей крестьянского сословия.

5.Можно ли назвать восстание Степана Разина многонациональным? Подтвердите свою точку зрения цитатами из параграфа.
Да, восстание Разина можно назвать многонациональным. «В числе участников выступления были не только казаки и русские крестьяне, но и представители других народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва.»

Изучаем документы

1.К кому обращается Степан Разин в этом документе?
В этом документе Степан Разин обращался к низшим слоям населения: обедневшим казакам, крестьянам, холопам.

2.Предположите, почему документ получил такое название.
Документ получил такое название потому, что в старорусской транскрипции слово прелестный от слова прельщать означало приманивать, привлекать на свою сторону.

3.Какие обещания раздавал народу Степан Разин?
Разин обещал свободу, возможность грабить, убивать.

4.Какую главную идею передает текст этой песни?
Главная идея песни – показать, что люди Разина не плохие, а просто бедные люди.

5.Как вы думаете, почему Степан Разин стал народным героем?
Степан Разин стал народным героем потому, что он помогал и поддерживал простой народ, боролся за их лучшую жизнь.

Думаем, сравниваем, размышляем

1.Какой принцип использован авторами учебника для выделения этапов восстания Степана Разина? Предложите свой подход к периодизации этого восстания.

Авторы учебника выделяют этапы в восстании Разина, ориентируясь на его отношение к государству.
Также можно выделить этапы, ориентируясь на хронологию событий: завоевание городов.

2.Исследуйте состав блюд, которые вы употребляете в пищу. В каких из них используется соль? Сделайте вывод о важности соли в жизни человека и обоснованности причин Соляного бунта.
В состав практически всех блюд, которые мы употребляем в пищу, входит соль. Поэтому, соль занимает важное место в жизни человека.

3.Существует множество легенд о кладах, закопанных Степаном Разиным и его сподвижниками. Ознакомившись с дополнительными материалами по данной теме, предложите обоснование поиска клада в виде записки в историческое общество с просьбой об организации научной экспедиции.
Про клады Разина известно многое, из уст в уста передаются легенды, указываются места, где Разиным были спрятаны богатства. Однако, ни одного клада не было найдено, с момента его смерти. Хоть и клады Разина открывались людям, они исчезали также неожиданно. Многие пытались найти сокровища, однако, никому это не удалось. Кому-то удавалось построить погреб, оборудовать пещеру, однако своды и стены рушились, а кладоискателей брали под стражу власти.