Дополнительный материал. Народы России в XVII в. - 7 класс. Учебник (2 часть) по истории России. Авторы - Арсентьев Н.М., Данилов А.А.



Вопросы в тексте параграфа

1.Как в XVII в. происходило дальнейшее формирование многонационального Российского государства? Какие народы вошли в состав России в XVII в.?

В состав России перешли народы, населявшие Украину, Сибирь и Дальний Восток. Жители этих районов говорили на различных языках, имели разные традиции, обычаи, принадлежали к различным религиям.

2.Когда Левобережная Украина вошла в состав России?
Левобережная Украина вошла в состав России в 1654 году по результатам Переяславской рады.

3.Когда украинская православная церковь была подчинена патриарху Московскому и всея Руси?
Украинская церковь была подчинена в 1687 году.

4.Как называлось правительственное учреждение, находившееся в Москве и ведавшее управлением украинскими землями, вошедшими в состав России?
Это учреждение называлось приказ «Малые России».

5.Когда в Поволжье была создана первая православная епархия? Где располагался ее центр? Кого называли новокрещёнами?
Первая епархия на этой территории была создана в 1555 году. Ее центр располагался в Казани. Новокрещёны – мусульмане, которые только что приняли христианство.

Вопросы и задания к тексту материала, предназначенного для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся
1.Как происходило освоение русскими новых земель? Какие положительные и отрицательные последствия несла с собой русская колонизация народам Сибири и Дальнего Востока?
Царское правительство поощряло переселение русских на неосвоенные территории страны. Здесь жаловали земли дворянам, не притесняли крестьян-переселенцев. Часть территорий присоединялись силой, а часть входили в состав России добровольно. Положительные последствия – товарообмен и обмен опытом с местным населением. Отрицательные последствия – коварство, алчность некоторых представителей знати, а также сибирские народы испытали на себе действие водки.

2.Охарактеризуйте особенности управления украинскими землями в XVII в. Почему часть украинцев выступала против воссоединения с Россией?
Левобережная Украина и Киев вошли в состав России при условии сохранения самоуправления. Москва осуществляла управление этими областями через гетмана. Сохранение вольного духа казацкого управления на Украине в условиях усиления самодержавия мешало укреплению центральной власти.

3.Каким было положение народов Поволжья?
Особенностью Поволжья был многонациональный состав его населения. Здесь проживали татары, марийцы, чуваши, мордва, удмурты, башкиры. Главной опорой центральной власти на этих территориях стала татарская знать, в большинстве своем перешедшая на службу к российским царям. Большую роль в подчинении местного населения играла его христианизация, усиленно проводившаяся царским правительством.

4.Какие шаги были сделаны в XVII в. по укреплению российского влияния на Кавказе?
Отношения с различными народами Кавказа складывались по-разному. Одни боролись с проникновением России на Кавказ, другие же – пытались с помощью Москвы противостоять своим давним недругам, постоянно угрожавшим их безопасности. Россия рассматривала установление связей с кавказскими народами как одну их своих важнейших задач, так как это вело к ослаблению позиций в данном регионе ее давнего противника – Османской империи.
Во время борьбы с Персией в 1639 году правитель Кахетии был вынужден присягнуть на верность царю Михаилу Федоровичу. В 1650 году в состав России вошел и имеретинский царь.

5.Расскажите о жизни народов Сибири и Дальнего Востока в XVII в. Заполните таблицу «Народы Сибири и Дальнего Востока в XVII в.

Дополнительный материал. Народы России в XVII в.


Изучаем документы

1.Что нового вы узнали из документа о жизни тунгусов (эвенков)?

Тунгусы жили на берегах озер, ловили рыбу и заготавливали ее.

2.Как определяют Семен Дежнев и Никита Семенов цель своего похода?
Цель похода – обогатить казну и расширить территории государства.

3.О каких прибыльных промыслах они рассказывают?
Они рассказывали об охоте на моржей и добыче клыков этих животных.

Думаем, сравниваем, размышляем

1.Как формировалось наше многонациональное государство в XVII в.? На каком уровне развития находились народы, вошедшие в состав России в XVII в.? как они влияли друг на друга?

При формировании государства представители власти сталкивалась с некоторыми сложностями. Некоторые территории входили в состав европейских государств, и чтобы получить эти земли, приходилось вести войны. Кроме того, развитие всех племен было разным: в то время как Украина находилось на одном уровне с Россией, а представители некоторых сибирских племен жили общинами.

2.С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите информацию об одном из народов (о территории проживания, основных занятиях, быте, культурных и религиозных традициях, одежде и т.д.), вошедших в состав России в XVII в.
Территория проживания – якуты заселяли Ленско-Амгинское и Ленско-Вилюйское междуречье и часть бассейна реки Вилюя.
Основные занятия – разведение крупного рогатого скота и лошадей, скотоводство на примитивном уровне (разведение животных для получения молока и мяса). Кроме того, представители этой народности занимались рыболовством.
Якуты также занимались охотой и рыболовством. В основном, они охотились на пушного зверя (соболь и лисицы).
Якуты развивали меновые отношения, в результате которых мог происходить, например, обмен скота на пушнину.

3.С помощью дополнительной литературы и Интернета напишите эссе на тему «Народы России: наша общая история».
В древности в состав Руси входили восточнославянские племена, финно-угорцы. Первым русским князем был варяг, что не вызывало недовольства у жителей страны. Как тогда, так и сейчас народности связывают быт, язык, традиции.
В XVII в. территории России стали выглядеть так, как они выглядят сейчас. Наше государство также отличает многонациональность, на территории России проживает огромное количество народов, которые имеют свои традиции, обычаи и культуру.