1. Объясните значение понятия «культура».
Культура – совокупность достижений людей в определенную историческую эпоху.

2. Разгадайте криптограмму. Для этого необходимо дорисовать в каждом знаке линии (лучше сделать это цветным карандашом или фломастером). Из новых линий сложатся буквы, составляющие зашифрованные имена, что позволит заполнить пропуски в предложениях.
§13-14. Культура. Мир людей Древней Руси


Они создали азбуку, которая стала называться кириллица. Ее значение заключается в том, что она была разработана для всего славянского народа, которые говорили на сходном языке, старославянском.

3. О какой культурной традиции Руси идет речь в отрывке из поэмы Н.П. Кончаловской? Вставьте слова вместо пропусков.
§13-14. Культура. Мир людей Древней Руси


Эта культурная традиция Руси называется летописанием. Самым замечательным примером этой традиции является произведение «Повесть временных лет», составленное в начале XII века. Ее автором традиционно считается Нестор.

4. Напишите под изображением каждого из ювелирных украшений название вида техники его изготовления.
§13-14. Культура. Мир людей Древней Руси


5. На основании п. 7 § 13-14 учебника заполните пустые графы таблицы. Сформулируйте ее название.
§13-14. Культура. Мир людей Древней Руси


6. Прочитайте текст и определите, о каком архитектурном памятнике Древней Руси идет речь. Подчеркните слова и словосочетания, которые помогли вам выполнить задание. Письменно ответьте на вопросы.

§13-14. Культура. Мир людей Древней Руси


Это архитектурный памятник Софийский собор в городе Киев.
1) Представьте, что вы живете в XII в. Какие мысли и чувства могли возникнуть у вас при виде этого храма?
§13-14. Культура. Мир людей Древней Руси


2) О развитии каких видов искусства в Древней Руси свидетельствует этот храм?

Храм свидетельствует о развитие архитектуры, иконописи, росписи фресок.

7. Разгадав шифрограмму, вы прочтете слова летописца XI в. о книгах.
§13-14. Культура. Мир людей Древней Руси

§13-14. Культура. Мир людей Древней Руси

§13-14. Культура. Мир людей Древней Руси


ИТОГОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ II
1 Выберите правильный ответ, отметив соответствующую цифру.

1. Народное собрание свободных жителей древнерусских городов называлось
3) вече
2. Русские князья считали родоначальником своей династии
4) Рюрика
3. Крещение Руси произошло в
3) 988 г.
4. Софийские соборы в Киеве и Великом Новгороде были возведены в период правления князя
3) Ярослава
2. По какому принципу образованы ряды?
1. Хазары; печенеги; половцы.

Племена, которые вторгались на земли Древней Руси.
2. 907 г.; 911 г.; 944 г.
Письменные согласования Киева с Константинополем.
3. Красное Солнышко; Ласковый; Святой.
Имя и прозвище Владимира Святославовича.
3 Кто (что) является лишним в ряду? Отметьте соответствующую цифру.
1. 1) Дружинники.
2. 2) Мозаика.
4 О каких правителях Древнерусского государства идет речь? Напишите их имена. Подчеркните те слова и словосочетания, которые помогли вам выполнить задание.
§13-14. Культура. Мир людей Древней Руси


5 Расположите события в хронологической последовательности, указав в клетках соответствующие цифры. Ответьте на вопрос.
§13-14. Культура. Мир людей Древней Руси

§13-14. Культура. Мир людей Древней Руси


6 Верны ли следующие утверждения? Отметьте соответствующую цифру.

1. А) Князь Олег объединил под своей властью все восточнославянские племена, кроме вятичей.
2. А) В результате Крещения Руси укрепилась власть киевского князя.
Б) В результате Крещения Руси улучшилось ее международное положение.
3) верны оба суждения.
3. Б) При великом князе Ярославе «Русская Правда» заменяла кровную месть денежным штрафом.
4. Б) Монастыри в Древней Руси являлись местом, где создавали рукописные книги.

7 Заполните пропуски в схеме. Сформулируйте и запишите ее название. Отметьте на схеме значком v периоды, когда после смерти князя Руси возникали усобицы.