Вопросы в тексте параграфа:
1.Каковы были особенности развития культуры России в XVII в.? Какие направления в культуре занимали ведущее положение?
Это столетие является переходным от традиционной средневековой культуры к культуре Нового времени. Самая главная черта русской культуры того времени – обмирщение, постепенное разрушение средневекового религиозного сознания. Обмирщение коснулось всех сторон культурного развития.
В XVII в. ведущее положение занимала литература.

2.Что такое публицистика? Назовите известные вам публицистические произведения в XVI в.
Публицистика – литература, посвященная общественно-политическим вопросам той или иной эпохи.
Среди публицистических произведений XVI в. можно выделить следующие: «Сказание о князьях владимирских», послания игумена псковского Елеазарова монастыря Филофея выдвигалась идея «Москва – третий Рим», челобитные Ивана Пересветова, переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского, «Беседа Валаамских старцев».

3.Когда в западноевропейской архитектуре появился стиль барокко? Каковы его отличительные признаки?
Барокко появился в конце XVI — начале XVII вв. Среди отличительных признаков можно выделить следующие:
•Обилие пышных декоративных украшений
•Подчеркнутая театральность
•Преобладание сложных криволинейных форм
•Ассиметрия, диссонанс

4.Перечислите имена известных вам русских живописцев XIV - XVI вв.
Андрей Рублев, Симон Ушаков, Феофан Грек.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1.Что способствовало усилению влияния западноевропейской культуры на русскую в XVII в.? Приведите примеры такого влияния.

Постоянные и почти непрерывные в XVII столетии войны России с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Османской империей, а также присоединение Украины к России способствовали усилению иностранного влияния на развитие российской культуры.
Наиболее активным оказалось украинское влияние. После вхождения Левобережной Украины в Москву и другие города переселились многие представители духовенства, занимавшиеся образованием и наукой, иконописью, фресковой живописью.

2.Как вы можете объяснить возросший в XVII в. в России интерес к грамотности и просвещению?
В XVII в. в связи с укреплением самодержавия и экономическим развитием возросла потребность в широком распространении грамотности и просвещения.

3.Какие сословия считались более образованными в XVII в.?
К концу столетия в Москве грамотными были 24% взрослого мужского посадского населения. Особенно быстро росла грамотность среди дворян. Однако, среди черносошных и даже крепостных крестьян также были те, кто владел грамотой.

4.Какие книги (по своему назначению) в основном выпускал Печатный двор в XVII в.? Чем это можно объяснить?
Печатный двор выпускал буквари и церковные учебные книги. Выпуск этих книг можно объяснить тем, что возросла потребность в знаниях.

5.Приведите примеры, свидетельствующие об использовании научных знаний в России в XVII в.
В 1615 г. русские мастера изготовили первую пушку с винтовой нарезкой ствола. За год был отлит колокол весом 12,5 тыс. пудов.
Русские мастера хорошо владели техникой крепостного и церковного строительства. Широко использовались водные двигатели.

6.Дайте определение понятию «светская литература».
Светская литература не затрагивала церковные и богословские проблемы.

7.Перечислите основные жанры русской литературы XVII в.

oСатирические повести;
oЖития святых;
oБиографическая повесть;
oПереводы трудов европейских мыслителей и ученых на русский язык.

8.Какой новый стиль появился в русской архитектуре в XVII в.? Каковы его отличительные признаки? Приведите примеры архитектурных памятников, созданных в данном стиле.
В конце столетия появился новый стиль, получивший название нарышкинского барокко.
Отличительные черты:
oМногоярусность
oУстремленность ввысь
oМногоцветная богатая отделка зданий (например, обилие цветных изразцов)
Наиболее ярким примером нарышкинского барокко являются колокольня Новодевичьего монастыря и церковь Покрова в Филях.

9.Какие материалы использовали русские живописцы в XVII в. для создания своих произведений?
В первой половине столетия портреты писались в старой иконописной манере (яичными красками на доске), а во второй половине для создания своих работ живописцы стали использовать масляные краски и холст.

10.Когда в России появился первый театр? В чем были его особенности?
Первый театр открылся в 1672 году при дворе Алексея Михайловича. Царь поручил пастору лютеранской церкви создать по западному образцу придворный театр для избранных. Пастор собрал труппу и предпринял постановку пьес на библейские темы.

Думаем, сравниваем, размышляем
1.Используя учебник по истории России для 6 класса и материал параграфа, определите черты сходства и различия в системе образования в XV, XVI и XVII вв.
Для XV и XVI веков характерно церковное и монастырское обучение.
В XVII столетии обучение также приобретает светский характер. Помимо церковных появляются и светские академии. Например, славяно-греко-латинская академия.

2.Используя дополнительную литературу и Интернет, выясните, на каком языке было написано большинство книг в Европе до XVII в. С чем это было связано?
Около 70% книг выпускалось на латыни. Это было связано с влиянием католической церкви. Несмотря на то, что в европейских государствах выпускались книги на местных языках, подавляющее большинство было издано на латыни – официальном языке католической церкви.

3.Используя Интернет и учебник по всеобщей истории, сравните перечисленные в тексте параграфа образцы русской архитектуры XVII в. с западноевропейскими архитектурными памятниками этого же периода.
В то время как в России распространяется стиль барокко, в Европе возникает новый стиль – классицизм.
Яркими примерами архитектуры эпохи барокко являются Теремной дворец московского Кремля, церковь Покрова в Филях, колокольня Новодевичьего монастыря.
К европейским памятникам того столетия можно отнести: площадь Святого Петра и Пьяцца дель Пополо в Риме, Версальский дворец.

4.Перечислите наиболее известные работы европейских мастеров эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи и Микеланджело. Назовите произведения, созданные русскими живописцами – их современниками.
Леонардо да Винчи является автором Мона Лизы, Тайной вечери, Мадонны в гроте.
Микеланджело Буонарроти являлся автором скульптур: Давид, Мадонна с младенцев. Кроме того, он занимался созданием фресок, которые украшают соборы. Наиболее известной является роспись сводов Сикстинской капеллы.
Среди русских живописцев – современников упомянутых выше европейцев – выделяется Дионисий, который являлся иконописцем. Он является автором житийных икон митрополитов Петра и Алексея, «Сошествия во ад»; кроме того, он участвовал в росписи Успенского собора, собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

5.С помощью дополнительной литературы и Интернета выясните, какие европейские государства считались лидерами в области развития живописи в XVII в. Как вы можете это объяснить?
В то время в Европе лидерами живописи считались: Италия, Нидерланды, Испания.
Это объясняется тем, что Испания и Нидерланды были одними из самых развитых европейских государств, а Италия считалась центром культурной жизни.

6.Первая пьеса, сыгранная в первом русском театре в 1672 г., была написана по мотивам одного из библейских рассказов. Проведите исследование и узнайте название этой пьесы и содержание рассказа.
Первой пьесой, которая была сыграна в русском придворном театре, была постановка по сюжету библейской «Книги Есфири». В те годы был очень популярен рассказ о царице Есфири, наставнике Мардохее, военачальнике Амане и царе персов Артаксерксе. Эту книгу перевели на церковно-славянский язык и распространяли в составе Библии с XV столетия.

7.Выясните, какие архитектурные сооружения XVII в. сохранились в местности, где вы живете. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите информацию о них.

Среди архитектурных памятников Московской области выделяется старинный храм Воскресения Словущего в селе Колычево.
Упоминания о церкви Воскресения Словущего относятся к 1627 и 1628 годам. В частности, в окладных книгах Патриаршего казенного приказа указано: «церковь Воскресения Христова Мячковской волости в селе Колычеве».
Позднее храм упоминается в архивных материалах в июле 1687 года. В августе 1680 года богослужения совершались в деревянной церкви, а позднее, в самом конце XVII столетия была возведена каменная церковь. На месте деревянной церкви, упомянутой в архивных документах, была возведена каменная часовня.