§16. Окончание Смутного времени - 7 класс. Учебник (2 часть) по истории России. Авторы - Арсентьев Н.М., Данилов А.А.



Вопросы в тексте параграфа

1.Что заставило российский народ объединиться во имя спасения Отечества? Почему день 4 ноября отмечается в России как государственный праздник?

Никому из представителей власти не удалось улучшить условия жизни населения. Когда страна была близка к потере независимость, народ и купцы объединились, сформировав ополчение и освободив Москву, тем самым создав условия для восстановления центральной власти.
4 ноября – день, когда польский гарнизон окончательно сдался.

2.Как вы думаете, какие силы могли положить конец Смутному времени?
Именно народ, объединившись, смог положить конец Смуте. Кроме того, боярское правительство также помогло завершению этого напряженного времени.

3.Вспомните примеры из истории России, свидетельствующие об объединении русских земель против общей опасности.
В качестве примера я могу привести объединение русских войск для битвы на Куликовом поле против крупного войска Золотой Орды.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1.Почему распался тушинский лагерь? Закономерен ли, с вашей точки зрения, исход авантюры Лжедмитрия II?
Неудачи в боях со Скопиным-Шуйским привели к конфликтам в тушинском лагере. Польские наемники стали все настойчивее требовать плату за службу, но в ответ слышали только обещания. Польский король Сигизмунд III, войска которого вторглись в Россию, теперь не нуждался в Лжедмитрии II. Он приказал полякам отправиться из Тушина под Смоленск, а в лагере тушинцев начался распад. В итоге, в декабре 1609 года самозванец, переодевшись в одежду крестьянина, бежал под Калугу.
Я полагаю, что исход авантюры закономерен, поскольку у самозванца не было достаточно воинов, чтобы осуществить свои планы, а также он почти не имел поддержки среди населения.

2.Охарактеризуйте позицию патриарха Гермогена в отношении призвания на российский престол польского королевича Владислава. Почему служение патриарха Гермогена называют подвигом? Какова в целом была роль Русской православной церкви в годы Смуты?
Патриарх Гермоген был против приглашения на престол польского королевича Владислава. Однако, бояре впустили польские войска в Москву, надеясь подавить народные волнения в городе. Гермогена же отправили в темницу, где он и умер от голода. Его заключение и смерть позволяют назвать его служение подвигом.
В целом, православная церковь в годы Смуты выступала за изгнание иностранцев из России.

3.Приведите доказательства сложного внешнеполитического положения России в 1611 г. Какие планы строили в отношении России европейские державы?
Польские отряды захватывали города и монастыри, грабили и убивали население, продолжалась осада Смоленска поляками. Шведы удерживали Новгород, многие города на западе страны признали в качестве законного государя польского королевича, некоторые – шведского принца. Под угрозу была поставлена не только независимость государства, но и само существование России.
Поляки пытались включить Россию в состав Речи Посполитой, обратить русских в католическую веру.
По настоянию Жолкевского к польскому королю под Смоленск было отправлено посольство, которое возглавил тушинский патриарх Филарет. В октябре 1610 послы прибыли в королевский стан. Король поляков потребовал сдачи Смоленска и заявил, что сам хочет занять российский престол, но отверг принятие православной веры. Переговоры затянулись, а в апреле 1611 г. наиболее влиятельные русские послы, среди которых был и Филарет, по приказу польского короля были взяты под страну и отправлены в Речь Посполитую.

4.Подготовьте рассказ об образовании и деятельности Второго ополчения. Для чего был создан «Совет всей земли»?
Центром освободительного движения с осени 1611 г. стал Нижний Новгород. Нижегородский земский староста – торговый человек Кузьма Анкудинович Минин обратился к жителям города с призывом помочь всеми силами и средствами в создании нового народного ополчения для освобождения России от иноземных захватчиков. Он первым пожертвовал немалые деньги.
Минин и его сторонники рассылали по стране грамоты с призывом к совместной борьбе, на которые откликнулись и народы Поволжья, Севера и Западной Сибири. Во главе войска встал князь Дмитрий Михайлович Пожарский.
Для управления страной по образцу Земского собора был создан «Совет всей земли», куда вошли представители разных слоев населения.
Пожарский, чтобы обезопасить свое ополчение от ударов с севера и не допустить союза поляков со шведами, убедил последних в том, что поддерживает идею передачи шведскому принцу российского престола.
В феврале 1612 г. ополчение вышло из Нижнего Новгорода и двинулось на Москву через Ярославль и города Северо-Восточной Руси. В Ярославле Дмитрий Пожарский занимался обучением воинов, добиваясь слаженности в действиях всех отрядов. В июле 1612 г. ополчение двинулось на Москву. В то время на помощь полякам спешил гетман Ходкевич. Однако, Пожарскому удалось опередить гетмана и расположиться на задней окраине Москвы. Главное сражение началось утром 24 августа. Несмотря на то, что поляки почти одержали победу, положение спас Кузьма Минин, который с тыла ударил по лагерю неприятеля. В итоге, Ходкевич, бросив все, бежал из Москвы.
Польские войска, оставшиеся без предводителя, испытывали голод и пребывали в безнадежном положении. Однако, они не хотели сдаваться русским. 22 октября ополченцы заняли Китай-город, а 4 ноября остатки польского гарнизона, засевшие в Кремле, сдались. Именно 4 ноября Москва была полностью освобождена от захватчиков.

5.Какое значение имело освобождение Москвы от поляков Вторым ополчением?
Освобождение Москвы вызвало мощный подъем всенародной борьбы против оставшихся на территории России захватчиков. Местные ополчения с помощью воинов Пожарского истребляли и изгоняли иноземные отряды. Героический подвиг совершил костромской крестьянин Иван Сусанин. Он завел отряд поляков в непроходимые болота. Несмотря на то, что сам крестьянин погиб, поляки не смогли выбраться из болот и выполнить свое задание – убить кандидата на российский престол – Михаила Романова.

6.Почему 4 ноября стало отмечаться в России как День народного единства?
22 октября ополченцы заняли Китай-город, а 4 ноября остатки польского гарнизона, засевшие в Кремле, сдались. Москва была полностью освобождена от захватчиков. В честь этого события с 2005 г. в России отмечается государственный праздник – День народного единства.

Изучаем документ

1.В чем автор отрывка усматривает главную особенность Земского собора в 1613г.?
Главной особенностью того Земского собора было то, что в нем участвовали представители всех сословий, включая посадских и сельских обывателей.

2.Какие важные сведения о работе Земского собора приведены в данном отрывке?
•Кандидатуры иностранцев отклонили
•Выборы царя длились несколько дней, они были непростыми
•Многие кандидаты пытались подкупать избирателей, засылали к ним с подарками и обещаниями

Думаем, сравниваем, размышляем
1.Почему действие Второго ополчения (в отличие от действий Первого ополчения) были удачными?

Отряды Первого ополчения были слабо вооружены, малочисленны, а кроме того, народный дух поднялся именно к началу деятельности Второго ополчения.

2.С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите материал об осаде поляками Троице-Сергиева монастыря. На основе собранного материала подготовьте сообщение о защитниках обители.
23 сентября 1608 года в окрестностях монастыря появились войска Петра Сапеги и Александра Лисовского. Но монастырь больше походил на крепость, чем на храм: 12 башен с каменной стеной окружали обитель. А стены крепости защищали 2300 ратников и крестьян из окрестных сёл. Во главе воинства стояли Григорий Долгорукий и Алексей Голохвастов.
Первоначально враги пытались договориться, однако, защитники не принимали их условий, поэтому нападавшие пытались штурмовать монастырь.
С 3 октября поляки обстреливали монастырь, а 12 октября пошли в атаку. Слаженными действиями защитникам удалось отразить атаки нападавших.
Поляки решили сменить тактику и принялись готовить подкопы. Началась минная война. Защитники от пленных узнали о готовящейся диверсии и 9 ноября вышли за стены, уничтожили передовые части поляков, нашли подкоп и взорвали его. Тем не менее положение защитников становилось всё хуже. В крепости не хватало дров, сена, началась цинга.
Всё необходимое оборонявшиеся добывали с боем, неся при этом большие потери. За время осады защитники выдержали три мощных штурма, а 27 мая 1609 года было самое напряженное сражение.
О том, что идёт осада Троице-Сергиева монастыря, было известно в Москве. На помощь защитникам были высланы отряды воеводы Михаила Скопина-Шуйского. Это напугало поляков, и основные отряды Сапеги и Лисовского ушли, остались только разрозненные отряды казаков. В октябре 1609 года пришла долгожданная подмога.
В январе 1610 году к стенам монастыря вновь пришёл Сапега с войсками, и вновь его постигла неудача. 22 января он увёл свои войска к Дмитрову. На том и закончилась осада, которая продолжалась 16 месяцев.

3.Существует несколько версий подвига Ивана Сусанина. Найдите информацию по этому вопросу. Выскажите мнение в поддержку вашей точки зрения. По результатам работы подготовьте небольшое сообщение.
Существует несколько версий как происходили события. Историки и сейчас не могут достичь одного мнения.
Версия №1
Официальная версия подвига крестьянина гласит, что в 1613 году после Земского Собора и официального избрания Михаила Романова на царствование, воспрепятствовать этому намеревались поляки. Сам царь со своей матерью в это время как раз находились под Костромой. Поляки, узнав об этом, отправились в деревню. Подойдя к Домнино они встретили Ивана Сусанина, которого заставили показать где прячется будущий царь с матерью. Крестьянин согласился и повел поляков, но совсем в другую сторону — к болотам и лесам. Зайдя в самую глубь леса, поляки поняли, что идут в другую сторону и начали пытать Сусанина. Несмотря ни на какие пытки, Сусанин не рассказал, где прятался царь. Сам Михаил Романов со своей матерью в это время укрылся за стенами Ипатьевского монастыря.
Версия №2
Согласно этой версии, местом смерти были не леса Костромской губернии, а сама деревня Домнино. Иван Сусанин был старостой деревни и знал, что поляки подошли близко к деревне. Он успел спрятать царя в яме, забросав ее ветками и тряпьем. Поляки ворвались в дом старосты и обыскали все. Однако, будущего царя они найти не смогли. Поэтому они начали пытать Сусанина, который, несмотря на мучения, не выдал место укрытия царя.
По официальной версии крестьянина похоронили в деревне, а после – его останки перенесли в Ипатьевский монастырь. Однако, археологи нашли сразу несколько могил Сусанина.

4.Выясните, кто написал музыку к опере «Жизнь за царя». Чему посвящено это музыкальное произведение?
Автором музыки к опере был Михаил Иванович Глинка. Данное произведение посвящено подвигу Ивана Сусанина.

5.Оцените участие патриарха Филарета в событиях Смуты и его роль в избрании царем Михаила Романова. Сформулируйте свою оценку деятельности патриарха Филарета.
Несмотря на то, что Филарет поддерживал вступление королевича Владислава на престол, он настаивал на том, чтобы королевич принял православие. Исходя из этого, можно сказать, что Филарет заботился о русских традициях, о вере. Кроме того, он настоял на том, чтобы царем был избран его сын. Впоследствии он правил вместе с ним. Их правление было мудрым, положительно повлияло на ситуацию в стране, которая возрождалась после Смутного времени. Поэтому, деятельность патриарха я оцениваю положительно.

6.Поразмышляйте, почему было необходимо избрание на российский престол нового царя. Почему выбор пал на Михаила Федоровича Романова?
За годы Смуты стало понятно, что бояре не могут управлять страной. Государству нужен новый царь, единоличный правитель, которым стал Михаил Романов. Он был избран царем потому, что являлся родственником царя Федора Ивановича. Михаила Романова поддерживали многие: казаки, дворяне, духовенство.