§23 «Под рукой» русского государя: вхождение Украины в состав России - 7 класс. Учебник (2 часть) по истории России. Авторы - Арсентьев Н.М., Данилов А.А.



Вопросы в тексте параграфа

1.В результате каких событий Украина вошла в состав России?

Тяжелое положение украинского и белорусского населения вызывало постоянные восстания против польских и литовских феодалов. На Украине вспыхнуло национально-освободительное движение, которое возглавил Богдан Хмельницкий. Он понимал, что без поддержки извне освободиться от польской зависимости украинскому народу невозможно. Союз с Крымским ханством оборачивался пленением татарами украинских крестьян, а в 1651 г. в сражении с поляками под Берестечком татары покинули поле боя и увели с собой гетмана, чем обрекли армию казаков на поражение.
Богдан Хмельницкий обращался за поддержкой и в Стамбул, и в Москву. Помощь Украине означала войну с Речью Посполитой, и царь Алексей Михайлович долго колебался в вопросе поддержки Хмельницкого. Только в 1653 г. Земский собор постановил: принять Украину в подданство российского государя и «против польского короля войну весть».

2.Каким образом западные и юго-западные русские земли оказались в составе Великого княжества Литовского, а затем Речи Посполитой?
Причиной тому является феодальной раздробленности Руси.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1.Что объединяло русский и украинский народы?

Украинцы имели с русскими единые национальные, религиозные и культурные корни. Также украинцы проживали на землях, входивших ранее в Древнерусское государство.

2.Что заставляло православных князей и дворян, живших на территории Речи Посполитой, переходить в католичество? Каковы были последствия этого?
Первенствующее положение в Речи Посполитой занимала шляхта, обладающая огромными привилегиями и правами. Эти привилегии и права привлекали православных князей и дворян, живших на польских и литовских землях. Однако они распространялись только на дворян-католиков, поэтому часть украинской и белорусской знати переходила из православия в католичество. Высокое положение в обществе занимало и католическое духовенство.

3.С какой целью была принята Брестская церковная уния? В чьих это было интересах?
При поддержке польского короля в 1569 г. была осуществлена Брестская церковная уния, согласно которой православные епископы Киевской метрополии признали подчинение православной церкви на Украине и в Белоруссии папе римскому. При этом сохранялись богослужение на славянском языке и православные обряды. Униаты отнимали у православных их храмы и монастыри, а священников, отказывавшихся присоединиться к унии, изгоняли из приходов.

4.Что стало причиной восстания Богдана Хмельницкого? Чем оно завершилось?
Тяжелое положение украинского и белорусского населения вызывало постоянные восстания против польских и литовских феодалов. После нескольких неудачных казацких восстаний на Украине вспыхнуло национально-освободительное движение. Его возглавил шляхтич, гетман запорожских казаков Богдан Хмельницкий. Восстание завершилось присоединением Украины к России.

5.Кому принадлежала инициатива в воссоединении Украины с Россией?
Воссоединить Украину с Россией намеревались Богдан Хмельницкий и члены Переяславской радой.

Изучаем документ

1.Какие казачьи права и привилегии перечисляются в тексте документа? Сравните их с теми, которые указаны в тексте параграфа.

Привилегии из документа и привилегии в тексте параграфа одинаковые. В частности, перечислены следующие привилегии: после гетмана казаки могут выбирать гетмана в соответствии с их обычаями, также представители казачества могут оставлять за собой землю, принимать и отпускать послов.

2.Как согласно документу, происходило назначение гетмана?
Исходя из документа, гетман назначался в соответствии с местными обычаями.

3.Как вы думаете, почему гетманам было запрещено самостоятельно вступать в переговоры с турецким султаном и польским королем?
Гетману запрещалось делать это потому, что султан и король были противниками России.

Думаем, сравниваем, размышляем

1.Используя отрывки из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (или фрагменты из одноименного художественного фильма), сделайте выводы о правилах и законах, которые бытовали среди запорожских казаков. Дайте им оценку. Напишите отзыв о книге или фильме.

У казаков был ряд обязанностей, к которым относились: платить налоги, не убивать казаков, не воровать у казаков же. За неисполнение обязанностей полагались суровые наказания. Представители казачества принимали участие в собраниях с 16 лет.
Если говорить о фильме «Тарас Бульба», в нем отлично передан быт казачества. Кроме того, в фильме встречаются идеи единения русского и украинского народов.

2.Используя дополнительную литературу и Интернет, соберите материалы о Богдане Хмельницком. На их основе подготовьте сообщение об этом историческом деятеле. Сделайте вывод о его человеческих качествах.
Богдан Хмельницкий (ок. 1595 – 1657)
•Государственный и военный деятель, гетман Украины, предводитель национально-освободительного восстания украинцев против Речи Посполитой.
•В 1620 – 1621 годах Хмельницкий участвует в польско-турецкой войне, во время которой гибнет его отец, а сам он оказывается в плену. После побега он записывается в реестровое казачество.
•С 1648 года Богдан Хмельницкий выступил против поляков. Его победы над поляками вызвали всеобщие народные восстания.
•8 января 1654 года в Переяславле была собрана рада, на которое после речи Хмельницкого (он говорил о необходимости обратиться к кому-либо из четырех государей за поддержкой) народ поддержал идею войти в состав России.

3.На основе текста параграфа, дополнительной литературы, материалов Интернета докажите добровольность вхождения Украины в состав России в 1654 г. Результаты выполнения задания оформите в виде короткого эссе в тетради.
За поддержкой к русскому царю украинцы, а в частности, Богдан Хмельницкий, обратились самостоятельно. На Переяславской раде гетман, представители казаков присягнули царю. Алексей Михайлович в 1645 году утвердил «жалованную грамоту» для новых подданных.
Украина входила в состав России, однако, у нее оставались: казацкая армия, выборность гетмана, суд в соответствии с собственными законами, деление на сословия (казаки, горожане и духовенство).
Таким образом, украинцы получили от Алексея Михайловича все, что им было необходимо: и поддержку в борьбе с поляками, и автономию, и право выбирать старшин и гетманов самостоятельно.