Вопросы в тексте параграфа

1.Каковы были причины и последствия церковного раскола?

Причинами послужили исправление книг и икон по греческому образцу, введение троеперстия, введение поясных поклонов в ходе богослужения.
Новые реформы были восприняты негативно, возникло старообрядчество, представители которого отвергали реформы патриарха Никона. Старообрядцев пытали, ссылали и казнили.

2.В чем вы видите причины ссоры Алексея Михайловича с Никоном?
Никон стремился получить светскую власть, поэтому и произошел конфликт патриарха и царя.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1.Каково было положение Русской православной церкви после Смуты? Почему позиции церкви усиливались?

Большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству. Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Множество священнослужителей было взято в плен. Среди пленников был и ростовский митрополит Филарет, который после пребывания в польском плену возвратился в столицу и был избран патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли.

2.В чем заключались причины церковной реформы? Как вы думаете, почему ее проведение пришлось именно на середину XVII в.?
В середине XVII столетия обострились противоречия в церковной жизни. Выяснилось, что в церковных книгах имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналами. Немало сомнений вызывал и обычай многоголосия во время церковной службы (священник, дьякон и сами прихожане молились одновременно, порой используя разные молитвы), крещение двумя перстами.
На мой взгляд, она была проведена в середине столетия потому, что именно в это время позиции и авторитет церкви усилились и укрепились. При этом сам царь стал более набожным.

3.Почему разгорелся конфликт между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном?
Получив огромную власть над верующими, Никон вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и, по существу, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета.
Однако, царь не пожелал делить свою власть, он перестал ходить на патриаршие богослужения, приглашать Никона на государственные приемы. Это ударило по самолюбию Патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе Никон заявил о сложении с себя полномочий и удалился в Новоиерусалимский монастырь.

4.Как вы понимаете сущность и значение церковного раскола?
Реформы Никона разделили общество на два лагеря: часть представителей духовенства полагали, что следует переписывать книги и исправлять иконы в соответствии с древнерусскими образцами. Другие полагали, что необходимо обращаться к греческим книгам, с которых в свое время были переписаны древнерусские книги.
Планируемые изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же начавшуюся войну с Речью Посполитой, связанные с нею жертвы и утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных традиций.

5.Выскажите свое мнение о протопопе Аввакуме.
На мой взгляд, протопоп был искренне верующим человеком. Он исповедовал православие, стремился приводить к вере окружающих, ничто не могло заставить его отказаться от православной веры.

6.Какие деятели Русской православной церкви внесли значительный вклад в укрепление Российского государства в XVII в.?
Значительный вклад внесли патриарх Филарет и патриарх Никон.

Изучаем документ

1.Как Аввакум оценивает суть реформы Никона? Объясните позицию Аввакума.

Аввакум полагал, что, осуществляя реформы, царь Алексей Михайлович мучает православных верующих, предает русскую культуру и русский язык («ты ведь ,…, русак, а не грек»). Кроме того, он называет всех, кто поддерживает реформы Никона, еретиками.

2.Какие слова из этого отрывка вы одобряете, а какие нет?
Я не одобряю то, что Аввакум предлагает казнить «еретиков никониян». Однако, я поддерживаю протопопа в том, что следует помнить о русской культуре и родном языке.

Думаем, сравниваем, размышляем

1.О необходимости исправления церковных книг говорили и патриарх Никон, и протопоп Аввакум. Первый предлагал править книги по греческим оригиналам, второй – по старославянским переводам. Как думаете, почему победила позиция патриарха Никона?

Полагаю, что выигрышной оказалась позиция именно Никона, поскольку Русь в древности переняла христианство от византийцев, а значит учение истинное и верное.

2.С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите материал о старообрядцах. Определите основные идеи старообрядчества. Выясните, существует ли старообрядчество в наши дни.
Старообрядчество – общее название русского духовенства и мирян, стремящихся сохранить церковные установления и традиции древней Русской Православной Церкви и отказавшихся принять реформу, предпринятую в XVII веке патриархом Никоном и продолженную его последователями.
Старообрядчество довольно скоро начало раскалываться. В частности, признается наличие двух направлений: беспоповского и поповского. Отличия между ними заключаются в отсутствии или же в наличии священства. Так, беспоповцы полагают, что после никоновских реформ настоящих священников не осталось. По этой причине они не признают почти все обряды и таинства в храмах.
Кроме того, выделяются единоверцы, которые сохранили старообрядческие традиции, богослужения, но при этом признают Московский патриархат.
Старообрядчество существует и в настоящее время, есть храмы как в России, так и за рубежом. Кроме того, ведутся работы по восстановлению старообрядческих монастырей.

3.Какие вопросы решались на Церковном соборе 1666-1667 гг.?
Для суда над Никоном в 1666 году был созван Церковный собор. Присутствовавшие на соборе церковные иерархи осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь.
Одновременно собор поддержал церковную реформу и предал проклятию всех ее противников. Участники собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей.

4.Как повлияла реформа патриарха Никона на развитие церковной жизни?
Реформа стала причиной раскола, также укрепила контроль над верующими, способствовала централизации церковной власти.

5.Как вы думаете, почему в XVII в. в России светской власти удалось занять первенствующее положение по отношению к церковной?
Несмотря на все попытки Никона получить светскую власть, Алексей Михайлович проявил жесткость и не позволил церкви занять главенствующее положение в обществе.